Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад № 153 для детей с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – АОП) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 153 (далее - ДОО), разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).
АОП реализуется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду от 01.09.2023г. до прекращения образовательных отношений.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском (согласно пункту 1.9 ФГОС ДО).
Цель (п. 10.1 ФАОП ДО): обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР), индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи (п. 10.2 ФАОП ДО):
· реализация содержания АОП;
· коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ (ТНР);
· охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ (ТНР), в том числе их эмоционального благополучия;
· обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ (ТНР) в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
· создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ (ТНР) как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
· объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
· формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ (ТНР), развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
· формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ (ТНР);
· обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, обучающихся с ОВЗ (ТНР);
· обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и начального общего образования.
Приоритетное осуществление деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в речевом развитии детей.
Для детей с нарушением речи организуются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом.
Комплекс мер для организации работы в этом направлении:
1. Проведение комплексной диагностики.
2. Реализация коррекционно-развивающих программ и технологий обучения в разных формах.
3. Консультационная работа с родителями и педагогами ДОО.
4. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, отработка дидактической структуры учебных занятий.
Согласно п. 10.5.1 ФАОП ДО АОП не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности ДОО на основе достижения детьми с ОВЗ (ТНР) планируемых результатов освоения АОП.
Целевые ориентиры, представленные в АОП (10.5.2):
· не подлежат непосредственной оценке;
· не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития обучающихся с ОВЗ (ТНР);
· не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями обучающихся с ОВЗ (ТНР);
· не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся;
· не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных обучающихся в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.