Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 153
(МАДОУ детский сад № 153)
_________________________________________________________________________________________________________________________
ул. Ломоносова, д. 75, Екатеринбург, Свердловская обл. 620042 тел.: 8(343)223-34-01, mdou153@eduekb.ru
Принята:
Педагогическим советом
Протокол № 1 от «29» августа 2025
Утверждена:
Заведующий МАДОУ детский сад №153
Приказ № 56 от «29» августа 2025 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
РАЗВИВАЙ-КА
Возраст обучающихся: 2- 4 года
Срок реализации: 2 года
Екатеринбург
1
Содержание
1 Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Направление работы
1.4 Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста
1.5 Условия реализации Программы:
1.6 Критерии оценки
2 Содержательный раздел
2.1 Перспективный план (первый год обучения 2-3 года)
2.2 Перспективный план (первый год обучения 3-4 года)
3 Организационный раздел
3.1 Учебный план для детей 2-3 лет
3.1 Учебный план для детей 3-4 лет
3.2 Учебный план проведения занятий в летний период
Список литературы
3
3
4
5
6
7
8
8
8
21
33
33
33
33
35
2
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы: ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно
справедливо писал Л.С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем». В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают
наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье,
формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить).
Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и
образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая
педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий. Сенсорное развитие ребенка — это
развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в
пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст
- наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные
способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной,
музыкальной,
физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного
развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Сенсорное воспитание, направленное на формирование
полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является
чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития
детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство,
ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях
окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для
восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного
воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах
различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается
основа для развития умственной деятельности. Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для
формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на
развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем
ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно
проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития
познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда,
3
неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного
воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в
центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов. Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я
сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в
своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, О.Декроли,
Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со
свойствами и признаками предметов. Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания
позволяет сделать вывод о необходимости
разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого –
педагогических исследований.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для формирования умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное
развитие.
Задачи:
Формировать первичные представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6
цветов спектра, 4 геометрических фигур, 3 градации величины;
Формировать познавательную активность детей при организации ведущих видов деятельности: игры, дидактические упражнения,
эксперименты, игровые задания и поручения;
Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства;
Научить:
правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т.к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее
только в сравнении с другой величиной;
собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает
вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой;
4
1.3 Направление работы
Работа включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика (игры и музыкальные упражнения)
логопаузы (стимуляция речи, дыхательные и артикуляционные упражнения)
массажные паузы (мелкая и крупная моторика)
сенсомоторные игры (вкладыши, сортеры)
математический блок (форма, цвет, величина)
рисуночные задания
работа с сыпучими материалами («сухой бассейн» работа с крупой.)
работа с бумагой (аппликация, конструирование из бумаги.)
работа со шнурками
моделирование (счетные палочки.)
лепка
полоса препятствий (массажные коврики, дорожка балансировочная, массажные подушки).
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе
музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся
комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш,
кисточку, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности:
по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем
самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Рисуночные задания» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого, ребенок
учится правильно держать кисть и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Занятия рисованием развивают эстетическое
восприятие, творческие способности, совершенствуют сложно координированные движения руки, тренирует произвольное внимание,
развивает память, логическое мышление.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный
отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений
5
способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятноевлияние на речь ребенка.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги.
Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют
произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей,
развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых
ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности.
В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной
памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений.
Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
Раздел «Лепка» включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто), а также изготовление
поделок из пластилина, природного и бросового материала. экологическое воспитание;
1.4 Характеристика возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста
Второй год жизни характеризуется тем, что ребёнок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами.
Конечно, он ещё не может обойтись без помощи взрослого, но стал уже гораздо самостоятельнее. На первый план выдвигается предметная
деятельность: малыш познаёт разнообразные предметы быта, природные дидактические материалы, овладевает действиями с ними в
соответствии с их назначением. При этом обогащается познание свойств и качеств предметов. Идёт интенсивное сенсорное развитие, т.е.
развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов по цвету, форме, величине. Восприятие
становится ведущим познавательным процессом.
Наряду с непосредственно эмоциональным общением и общением на основе понимания возникает общение на основе речи. Переход к этой
новой ступени осуществляется постепенно на фоне продолжающего лепета, который сохраняется у некоторых детей до полутора лет и даже
более. Занятия в этот период должны проводиться в игровой форме, т к у малыша недостаточно развито произвольное внимание. Малышу
трудно себя заставить то, что ему не интересно. Взрослому важно пробудить интерес к игрушке или занятию и в дальнейшем поддерживать
его. Легче всего это сделать в игре. Важно при этом не переусердствовать, сочетать развлечение и дело так, чтобы одно не мешало другому.
Интерес поддерживается заинтересованностью взрослого, а также характером речи: она должна быть эмоциональной неторопливой,
достаточной громкости, состоять из коротких фраз и простых понятных ребёнку слов. Предоставляйте ребёнку пространство в разговоре,
принимайте любой его ответ при этом предлагайте правильные образцы речи. Для успешного усвоения знаний важна повторность,
благодаря которой растёт активность малыша, он легче справляется с заданием. Но при этом снижается заинтересованность, чтобы этого не
произошло, на практике используют новые игрушки, меняют какую – ни будь одну деталь, демонстрируют предметы в движении,
озвучивают предметы, наглядность сочетают со словом.
6
Зрительное восприятие это формирование образов и ситуаций внешнего мира, при их непосредственном воздействии на глаз.
Восприятие цвета считается самым сложным для ребёнка раннего возраста, это связано с тем, что ведущей деятельностью в этом возрасте
является практическая деятельность, а с абстрактным цветом играть невозможно.
При проведении игр на формирование зрительного восприятия, внимания, запоминания необходимо учитывать особенности раннего
возраста. Одно из особенностей этого возраста является его эмоциональность. Ребёнка привлекает только то, что ему нравиться и в данный
момент представляет для него более значимый интерес.
В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные образы. Взрослый должен стремиться к тому, чтобы образы были объединены
словом с обозначением. Если этот процесс пройдёт успешно, то ребёнок сможет по слову вызывать представления о цвете предмета, о
котором говорит взрослый и в дальнейшем употреблять эти слова самостоятельно. Этот процесс не происходит спонтанно, этому ребёнка
необходимо обучать.
Третий год жизни характеризуется тем, что происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается
непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут. Память также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что
имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов. Мышление - наглядно-действенное, но к
четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету,
форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы. Активно развивается речь. Трехлетний малыш может
говорить фразами и предложениями. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок, интересуется значением различных
слов, развивается словарный запас ребенка. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода,
игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по
числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы; умеет отвечать на простые вопросы, используя
форму простого предложения; высказывается в двух-трёх предложениях об эмоционально значимых событиях; начинает использовать в
речи сложные предложения. В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «я сам». Отделение себя от взрослого —
характерная черта кризиса 3 лет. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать, утешать сверстника, помогать
ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года
жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Интерес к продуктивной
деятельности неустойчив. Работы схематичны, детали отсутствуют — трудно догадаться, что изобразил ребёнок. В лепке дети могут
создавать изображение путём отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в
аппликации — располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и
геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по
образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.
1.5 Условия реализации Программы:
7
Педагогические условия: к ним относятся необходимый наглядный материал. Дидактический материал, позволяющий более точно раскрыть
учебный материал.
Материально-технические условия: Дидактические игры, направленные на формирование у детей сенсорного опыта.
Наглядный материал:
а) демонстрационный:
карточки с изображением предметов основных цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого, белого, черного);карточки с
изображением предметов разной величины (большой – маленький); карточки с изображением предметов, имеющих различную форму
(круглую, квадратную, треугольную, прямоугольную);геометрические фигуры как эталоны формы (шар, куб, кирпичик, призма); модельные
изображения формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);игрушки (мячи, куклы, мишки, кукольная посуда и т.д.).
б) раздаточный: рамка-вкладыш Монтессори; дидактический
материал
к
играм: плоскостные геометрические
формы
круга, квадрата, треугольника, прямоугольника разного цвета и различной величины; силуэты «рыбок», «ежиков», «колпаков для гномов
и.д.
1.6 Критерии оценки
В результаты освоения программы младший дошкольник способен:
различать и называть некоторые цвета спектра (красный, синий, желтый, зеленый);
различать и называть некоторые геометрические фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) и соотносят их с формами (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник);
использовать сенсорные эталоны (желтый, как солнышко; зеленый, как травка);
собирать разрезные картинки из 3-4 фрагментов;
использовать зрительный и тактильный анализаторы при обследовании форм;
понимать и использовать в речи слова «далеко», «близко», «рядом».
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Календарно – тематическое планирование (первый год обучения 2-3 года)
Месяц
Сентябрь
№ занятия
Задачи занятия
Содержание
1
Знакомство детей с основными цветами и их названиями Д/и «Рыбки». Дети прикрепляют прищепки
(красный, желтый, синий); развитие мелкой моторики рук. красного цвета на хвостик красной рыбки,
прищепки синего цвета – на синюю рыбку и т.д.
8
2
Знакомство детей с основными цветами и их названиями Д/и «Ежики». Дети прикрепляют прищепки
(красный, желтый, синий); развитие мелкой моторики рук. красного цвета на красного ежика, прищепки
синего цвета – на синего ежика и т.д.
3
Закрепление умений различать и называть основные цвета Д/игра «Чей колпачок?». Дети «надевают»
– красный, желтый, синий.
гномам колпаки соответствующего цвета,
называя при этом какого цвета колпак и гном.
Закрепление умений различать и называть основные цвета Д/и «Разноцветные круги». Дети прикрепляют
– красный, желтый, синий, развитие мелкой моторики.
прищепки красного цвета на красный круг,
прищепки синего цвета – на синий круг и т.д.
4
5
6
7
8
Закрепление умений различать и называть основные цвета Д/и «Спрячь зайку от лисы». В каждом
- красный, жёлтый, синий.
«домике»
прячется
зайчик.
Детям
необходимо
«закрыть»
дверцы
«домиков», чтобы лиса не заметила зайчиков.
Расширить представление ребенка об окружающем мире; Игровое упражнение «Найди свою половинку».
учить детей складывать из частей (двух частей) целое. Дети берут одну половинку, находит вторую
Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, половинку и называют цвет.
связную речь, коммуникативные навыки.
Знакомство детей с 6 цветами спектра и их названиями Д/игра «Спрячь мышку!». Дети прячут мышек
(красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный). от кошки, подбирая к разноцветным домикам
Обучение идентификации цвета.
окошки точно такого же цвета, как домик, и
закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.
Сначала они делают это вместе с воспитателем,
потом
самостоятельно.
Дети
усваивают
названия шести цветов спектра.
Закреплять с детьми названия разных цветов (красный, Д/игра «Подбери к своему цвету». Дети берут
желтый, зеленый, синий). Развивать память, внимание, любую
картинку,
которая
понравится,
речь детей.
объясняют, что это за предмет и какого он
цвета, и кладут картинку в соответствующего
9
Октябрь
9
Знакомство детей с 6 цветами спектра и их названиями
(красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).
10
Закрепление умений различать и называть 6 цветов
спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый,
черный).
11
Закрепление умений различать и называть 6 цветов
спектра, учить детей соотносить предметы по цвету.
12
Закреплять знание основных цветов, развивать мелкую
моторику рук, познавательную активность, внимание,
творческое воображение.
13
Знакомство детей с оттенком спектра: голубым цветом.
14
Знакомство детей с оттенком спектра: розовым цветом.
цвета отдел игрального поля.
Д/игра
«Разноцветные
комнаты».
Дети
рассматривают
разноцветные
комнаты
(большие листы бумаги 6 цветов), называют,
какого они цвета; рассматривают игрушки,
замечая, что есть одни и те же игрушки разного
цвета. Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки и предметы по «комнатам»
подходящего цвета.
Лото «Цвет». Дети внимательно рассматривают
карточки с 6 цветами спектра, которые
поочередно достает из коробки ведущий (воспитатель), и закрывают такие же цвета на своей
карте. Выигрывает тот, кто первый правильно
закрыл все цвета на своей карте
Словесная игра «Что бывает такого цвета?».
Воспитатель поочередно показывает карточки
определенного цвета из 6 цветов спектра. Дети
называют, что бывает такого же цвета.
Д/игра «Разноцветные флажки». Сначала надо
научить детей открывать и закрывать
прищепки, затем снимать прищепки с веревочки
и, только потом прикреплять. Для этого нужно
вложить прищепку в руку ребёнка, придерживая
своими пальцами, учить открывать и закрывать
прищепку. Чтобы поддержать интерес к этому
процессу, проговаривать потешку или стишок.
Мини-эксперимент
«Синий
и
белый».
Воспитатель показывает способы смешивания
синей и белой гуаши, спрашивает у детей, какой
цвет получился. Затем дети сами смешивают
краски.
Мини-эксперимент «Красный и белый».
10
15
16
Ноябрь
17
18
19
20
Воспитатель показывает способы смешивания
красной и белой гуаши, спрашивает у детей,
какой цвет получился. Затем дети сами
смешивают краски.
Знакомство детей с оттенками спектра: голубым и Мини-эксперимент «Окраска воды». Дети
розовым цветом.
подготавливают воду для изготовления цветного льда; вслед за воспитателем они делают
воду двух оттенков (вначале – розовую, набирая
на кисть немного красной краски и разводя ее в
воде в одной из банок, затем голубую, набирая
на кисть немного синей краски и разводя ее в
другой банке). Цветную воду, слитую в
большие банки, дети выносят на прогулку
(зимой), разливают ее в формочки и делают
цветные льдинки.
Закрепление умения различать и называть цвета: красный, Д/и «Хвост у петуха». Дети располагают перья
желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, разных цветов у своего петушка, называя цвета.
розовый.
Развивать умение идентифицировать цвета.
Познакомить детей с пластилином, научить готовить его к Лепка «Колбаски и шарики». Дети раскатывают
работе. Развитие мелкой моторики.
из пластилина колбаски, скатывают шарики.
Называют цвет пластилина.
Развитие мелкой моторики, координации, ловкости, Д/и «Накорми мышку». Дети кормят мышку из
усидчивости, тактильных ощущений; формировать ложечки крупой. В процессе игры воспитатель
последовательность движений; прививать любовь к рассказывает детям о животном: где живет, как
животным, желание помочь.
ведет себя в разные сезоны, чем питается.
Сенсорное развитие, развитие мелкой моторики, и Д/и «Новогодние бусы». Дети рассматривают,
активизация речи ребёнка. Учить детей группировать трогают бусы. По заданию воспитателя дети
предметы.
нанизывают разноцветные бусы на шнурок.
Развитие быстроты реакции, внимания, мышления; мелкой Д/и «Помоги мышке». Дети берут мышку по
моторики рук, точных движений основных пальцев.
инструкции взрослого и ведут её по полю
прокатывая "носиком" любые мелкие предметы
(сыр). Выигрывает тот, кто быстрее донесет или
11
21
22
23
24
Декабрь
25
26
прокатит "сыр" в норку
Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до Лепка «Снеговик». Дети готовят пластилин к
конца. Развивать мелкую моторику пальцев рук, лепке, скатывают шарики, склеивают их между
мышление и речь. Закрепить понятия: «большой», собой.
«маленький». Формировать умение лепить предметы,
состоящие из 2 шариков. Закреплять умение доводить
изделие до нужного образа с помощью дополнительного
материала.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Д/и «У мышки в кладовой». Дети перебирают
крупы по разным банкам (фасоль, рис, гречка,
горох)
Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук. Развитие Д/и «Ёлочка». Дети на пуговицы пришитые на
воображения, логического мышления, произвольного ёлочке вешают игрушки.
внимания, зрительного и слухового восприятия,
творческой активности.
Развитие мелкой моторики рук посредством действий с Д/и «Помогаем бабушке». На столах на каждого
предметами, пальчиковой гимнастики.
ребенка стоят тарелочки с фасолью и другими
крупами и мелкими предметами. Дети
выбирают фасоль и складывают ее отдельно.
Дети берут за уголочек ткани платочек и
целиком вбирают его в ладонь. используя
пальцы только одной руки, потом другой рукой,
вешают платочки на верёвку, фиксируют
прищепкой.
Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с Д/и «Новогодние
ёлочки».
Дети
понятиями «большой», маленький». Учить сравнивать рассматривают ёлочки, называют какого
предметы по величине, обозначать результат сравнения они цвета. Устанавливают различие
словами большой, маленький, больше, меньше. Закрепить между ёлочками.
понятия один и много. Развивать зрительное внимание,
формировать предпосылки для логического мышления.
Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с Д/и «Матрешка». Дети собирают матрешку и
понятиями «большой», маленький» Развитие умения устанавливают различие между кругами: один
соотносить два предмета одинакового цвета по величине.
круг большой, другой маленький
12
27
Закреплять представления детей о величине, о понятиях Д/и «Спрячь игрушки в коробки». Дети
«большой», «маленький» учить соотносить предметы по рассматривают кукол и располагают их по
данному сенсорному свойству.
величине: большая, маленькая. Затем вместе с
воспитателем подбирают каждой кукле коробку
– «домик».
28
Закреплять представления детей о величине, о понятиях Д/и «Построим диванчики для большой и
«большой», «маленький» учить соотносить предметы по маленькой кукол». Дети рассматривают кукол и
данному сенсорному свойству.
определяют
их
размер.
Совместно
с
воспитателем приходят к выводу, что для
большой куклы надо построить большой
диванчик, а для маленькой – маленький. Дети
самостоятельно строят большой и маленький
диванчики.
Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным /и «Посади
бабочку на цветок». Дети
свойствам (цвет и размер).
рассматривают бабочек и цветы. Затем
«рассаживают» бабочек на цветы идентично по
их размеру и цвету
Обучать пониманию отношений по величине между Д/и «Построим башню». Дети строят башни из
объемными и плоскими предметами, соотнесению 2-3 конструктора. Разных размеров и высот
рядов величин между собой.
Развитие умения соотносить три предмета разного цвета Д/и «Мячи». Дети рассматривают мячи,
по величине.
располагая их по величине и называя цвет
мячей: большой мяч красного, средний
(поменьше) зеленого, самый маленький мячик
желтого цвета; учатся обозначать величину
мячей соответствующими словами. Затем
играют с мячами: сначала с большим (чтобы его
поймать, руки надо расставить пошире), затем со средним (руки расставлены не так широко),
затем - с маленьким (руки надо держать близко
друг к другу).
29
30
31
13
32
Январь
33
Д/и «Мячи». Дети рассматривают ' мячи, располагая их по
величине и называя цвет мячей: большой мяч красного,
средний (поменьше) зеленого, самый маленький мячик
желтого цвета; учатся обозначать величину мячей
соответствующими словами. Затем играют с мячами:
сначала с большим (чтобы его поймать, руки надо
расставить пошире), затем - со средним (руки расставлены
не так широко), затем - с маленьким (руки надо держать
близко друг к другу).
Развитие умения соотносить три разных предмета по
величине.
34
Развивать представления отношений по величине между
объемными и плоскими предметами, умение соотносить
два – три ряда величин между собой.
35
Развивать представления отношений по величине между
объемными и плоскими предметами, умение соотносить
два – три ряда величин между собой.
Д/и «Кто выше?». Дети рассматривают
картинку, на которой изображены животные. И
отвечают на вопросы воспитателя кто выше, а
кто ниже
Д/и «Куклы и медведи». Дети рассматривают
трех кукол различной величин, располагая их по
порядку от самой большой до самой маленькой
(рассаживают на стульчики, расположенные в
ряд). Так же располагают дети и трех медведей
разной величины. Затем дети играют, выполняя
поручения: "Уложи большую куклу спать",
"Принеси маленькому мишке бочонок меда" и
т.д.
Д/и «Разложи мишкам мисочки». Дети вместе с
воспитателем рассматривают, как стоят мишки
(по росту), говорят, какой мишка самый
большой, какой поменьше и какой самый
маленький. Далее вместе с воспитателем играют
- раскладывают миски в соответствии с
величиной медведей (самому большому
медведю - самую большую миску, тому, кто
поменьше – поменьше мисочку, самому
маленькому – маленькую мисочку). Затем дети
самостоятельно раскладывают картонные мисочки так же у себя на столах.
Д/и «Квартира для медведя, лисы и мышки».
Дети рассматривают изображенных зверей
(медведь, лиса, мышка), располагая их по
14
Февраль
36
Развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать
скорость
и
точность
движений.
Развитие
пространственных представлений о величине.
37
Знакомство детей с кругом и его названием. Обучение
приему обследования формы путем обведения пальцем
контура фигуры
38
Знакомство детей с квадратом и его названием. Обучение
приему обследования формы путем обведения пальцем
контура фигуры.
39
Знакомство детей с треугольником и его названием.
Обучение приему обследования формы путем обведения
пальцем контура фигуры.
40
Знакомство детей с прямоугольником и его названием.
Обучение приему обследования формы путем обведения
пальцем контура фигуры.
41
Знакомство детей с основными геометрическими формами
порядку: самый большой, поменьше (средний),
самый маленький. Далее дети вместе с
воспитателем строят башню из кубов для
зверей, соотнося величину зверей с величиной
их
"квартир"
(кубов).
Затем
дети
самостоятельно строят башни для зверей из
картонных квадратов.
Игра- соревнование «Кто быстрее свернёт
ленту». Одни дети накручивают ленту на
палочку. Другие дети помогают - они держат
свободные концы лент, стоя на одной линии,
отмеченной педагогом, стараясь с нее не
сходить (и наоборот). Обращают внимание
какая лента длиннее, короче.
Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант
№1). Дети рассматривают форму «круг»,
обводят его по контуру пальчиком. Затем
закрывают на карточке «окна» круглой формы
Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант
№2). Игра проводится аналогично предыдущей
игре. Помимо «окон» круглой формы, дети
закрывают «окна» квадратной формы.
Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант
№3). Игра проводится аналогично предыдущей
игре. Помимо «окон» круглой и квадратной
формы, дети закрывают «окна» треугольной
формы.
Д/и «Найди окошко для фигурки». Игра
проводится аналогично предыдущей игре.
Помимо «окон» круглой, квадратной и
треугольной формы, дети закрывают «окна»
прямоугольной формы
Д/и «Птичка в клетке». Дети садятся по кругу за
15
42
43
44
(круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Обучение приему обследования формы – обведению
пальцем контура формы. Обучение идентификации
формы.
Закрепить умение различать и называть геометрические
формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
столом с педагогом, подбирают правильную
дверцу для птиц ( круглое окошко- круглая
дверца и т.д)
Д/и «Разложи фигуры по местам!» Дети
вынимают фигурки из углублений и играют с
ними совместно с воспитателем: «Вот весёлые
разноцветные фигурки. Это круг, он катится –
вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А
теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем
предложить детям разложить фигурки «по
кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора
отдыхать. Давайте положим их спать в
кроватки».
Познакомить детей с пятью геометрическими формами, их Д/и «Кто где спит». Дети рассматривают и
названиями и действием приравнивания к эталону.
вспоминают названия геометрических фигур,
обводят контуры фигур пальчиками. Называют
фигуры, у которых есть (нет) углы. "Рисуют"
контуры фигур пальчиком (кулачком) в воздухе.
Затем
рассматривают
"кроватки"
для
геометрических фигур на карточках и
"укладывают" фигурки "спать" в подходящие
для них "кроватки", т. е. раскладывают все
фигуры на карточки так, чтобы они совпали с
нарисованными.
Развивать умение ориентироваться на два признака Д/и «Магазин». Дети рассматривают в магазине
одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего игрушки, обращая внимание на их разный цвет
признака (величины).
и форму. Далее дети играют, соблюдая правила:
чтобы купить игрушку, надо описать ее, не
называя (какого она цвета, формы), чтобы
"продавец узнал и продал ее. Например: "Дайте,
пожалуйста, игрушку красного цвета, круглую"
(мяч).
16
45
46
47
48
Март
49
Развивать умение детей различать и называть круг, Д/и «В царстве фигурок-человечков». Дети
квадрат, треугольник, прямоугольник.
вместе
с
воспитателем
поочередно
рассматривают круг, квадрат, треугольник,
обводя их контуры пальчиком и "рисуя" их в
воздухе; называют имена человечков. Затем
дети играют: Фигурки-человечки поочередно
обходят всех детей и собирают в корзинки
печенья (испеченные для них) той же формы,
что сами фигурки (для круга - печенья круглой
формы и т.д.). В игре дети повторяют названия
геометрических форм.
Закрепить умение детей различать и называть цвета и Д/и «Почини одежду зайчатам».
геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник).
Развивать умение группировать геометрические фигуры Д/и «Гости». Дети сравнивают вырезанные из
по форме с отвлечением от величины и цвета.
картона фигурки круга и квадрата с контурным
изображением этих фигур на листах бумаги (их
домики): рассматривают, обводят пальчиком по
контуру. Затем дети играют: помогают
младшим братишкам и сестричкам круга и
квадрата (кружки и квадраты меньших
размеров) найти дорогу в домики своих
старших братьев (т.е. раскладывают все кружки
на лист бумаги с изображением круга, все
квадраты - на лист бумаги с изображением
квадрата).
Закреплять представления о 4 геометрических фигурах, Д/и «Найди предмет такой же формы». Дети
развивать умение идентифицировать предметы по форме, рассматривают образец формы, предложенной
называть шар, кубик, кирпичик, призма-крыша.
воспитателем, затем выбирают предмет такой
же формы среди игрушек и предметов, лежащих
на столе, кладут его рядом с образцом.
Закреплять умение определять знакомые геометрические Д/и «Чудесный мешочек – 1». В мешочке лежат
фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) на основе объемные геометрические фигуры. Ребенок
17
осязательно-двигательного обследования и называть их.
50
Закреплять умение определять знакомые геометрические
фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) на основе зрительно
– осязательного обследования и называть их.
51
Развивать умение составлять целое из двух частей
52
Учить
действиям
перцептивного
моделирования
(зрительному анализу и синтезу формы предмета,
состоящего из нескольких частей). Развивать умение
называть геометрические фигуры, их сравнивать, называть
их цвет.
53
Развивать умение ориентироваться на два признака
одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего
признака (величины).
54
Развивать умение ориентироваться на два признака
одновременно (величина и форма) с отвлечением от
третьего признака (цвета).
Формировать представления о цвете; упражнять в умении
быстро находить фигуру заданного цвета; развивать
внимание, наблюдательность, умение анализировать,
сравнивать, классифицировать. Способствовать развитию
мелкой моторики.
55
опускает руку в мешочек и на ощупь определяет
фигуру, которая ему попалась, называет и
вынимает ее. Остальные дети контролируют.
Д/и «Чудесный мешочек – 2». Ребенку
показывают
определенную
плоскостную
геометрическую фигуру, он ищет в мешочке
объемную фигуру, называет ее и вынимает.
Дети выполняют задание, находя в мешочке
каждый раз новую фигуру.
Д/и «Разрезные фигурки». Детям предлагаются
перемешанные части форм. Задача каждого
ребенка найти две одинаковые части и собрать
целую форму круга, квадрата, треугольника и
прямоугольника.
Д/и «Разрезные фигурки». Детям предлагаются
перемешанные части форм. Задача каждого
ребенка найти две одинаковые части и собрать
целую форму круга, квадрата, треугольника и
прямоугольника. Составные картинки. Дети,
рассматривают отдельные части складывают
целую картинку.
Лото «Цвет и форма». Дети внимательно
рассматривают картинки, которые достает из
коробки ведущий (воспитатель) и закрывают такие же картинки на своей карте.
Лото «Величина и форма». Игра проводится
аналогично предыдущей игре.
Д/и «Найди такой же по цвету и форме».
Каждому ребенку дается карточка с квадратами
разного цвета, и различные картонные силуэты
предметов соответствующих цветов. Ребенок
должен разместить на карточке силуэт
18
Апрель
56
Развивать умение ориентироваться на два признака
одновременно (величину и форму) с отвлечением от
третьего признака (цвета).
57
Закреплять умения выделять цвет, форму, величину как
особые свойства предметов. Упражнять детей в узнавании
и назывании геометрических фигур.
Развитие мелкой моторики. Закрепление названий цвета,
формы.
58
предмета, совпадающий по цвету.
Д/и «Магазин» Дети рассматривают в магазине
игрушки, обращая внимание на их разную
форму и величину. Далее дети играют,
соблюдая правила: чтобы купить игрушку, надо
описать ее, используя два признака (величину и
форму), чтобы «продавец» узнал и продал ее.
Например: «Дайте, пожалуйста, маленькую
игрушку квадратной формы» (кубик).
Игровые поручения «Цвет и величина». Дети
рассматривают
геометрические
фигуры,
обращая внимание на их цвет и величину
Д/и «Пришла
весна».
Каждый
ребенок
приклеивает к цветочку серединку на клей ПВА
с помощью педагога. Затем, когда цветочки
готовы, вместе приклеиваем цветы к веточкам.
Затем наклеиваем листочки. Заключительный
этап- приклеивание травки
Рисование «Цвета весны». Дети рассматривают
карандаши, отмечают какого они цвета,
называют, что бывает этого цвета весной;
рисуют
Аппликация
«Весенняя
капель».
Дети
рассматривают ватман. Отмечают цвет сосулек
и капель.
Динамическое упражнение «Прогулка в лес».
Упражнение «Букет для мамы».
59
Формировать у детей представления о признаках
наступающей весны, изменениях природы. Закреплять
названия цветов.
60
Развитие формообразующих движений руки. Закреплять
названия геометрических фигур, называть их форму,
размер.
Развивать мышление, связную речь.
Закреплять умение соотносить изображение с
предметом.
Развивать внимание, мелкую моторику, память
Развивать зрительное восприятие, внимание.
«Разноцветные дорожки».
Развивать общую и мелкую моторику.
Упражнение
«Найди
цветок».
Дети
рассматривают
геометрические
фигуры,
обращая внимание на их цвет и величину
61
62
19
63
64
Май
65
66
67
68
69
70
71
72
Развивать
зрительное
восприятие,
умение
классифицировать предметы по цвету. Закрепить
названия цветов. Развивать мелкую моторику.
Развивать внимание, умение находить одинаковые
предметы. Развивать зрительное восприятие, умение
классифицировать предметы по размеру.
Развивать внимание, умение находить на кубике
сторону
нужного
цвета,
соотносить
с
изображением.
Развивать тактильное восприятие. Развивать целостность
восприятия, внимание.
Развивать слуховое внимание, умение отгадывать
загадки.
Развивать
элементы
словеснологического
мышления.
Развивать концентрацию внимания, усидчивость
Развивать тактильное восприятие. Развивать целостность
восприятия, внимание.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать слуховое внимание, умение отгадывать
загадки.
Развивать
элементы
словеснологического
мышления.
Развивать
память,
внимание.
Развивать
умение
классифицировать предметы по основному признаку.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать память, внимание, мышление.
Развивать умение группировать предметы.
Развивать творческие способности.
Развивать зрительное внимание, умение сравнивать и
анализировать.
Игровое упражнение «Собери Бусы».
Игровое упражнение
«Собери листочки».
Развивать усидчивость, умение находить и
выделять нужные предметы из группы.
Игровое упражнение
«Собери картинку».
Игра «Чудесный мешочек».
Кубики «Сложи картинку».
Упражнение «Четвёртый лишний»
Игра «Чудесный мешочек».
Упражнение «Четвёртый лишний»
Игра «Подбери картинку».
Рассматривание панно
«Весна»
Пальчиковая гимнастика
«Цветок».
Игровое упражнение
«Найди день».
20
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.
Развивать общую и мелкую моторику.
2.2 Календарно – тематическое планирование (второй год обучения 3-4 года)
Месяц
Сентябрь
№
занятия
1
2
3
4
5
Задачи занятия
Развивать связную речь, умение отвечать
на вопросы.
Развивать зрительное восприятие, внимание.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать зрительное восприятие, умение
классифицировать предметы по цвету.
Закрепить названия цветов.
Развивать умение соотносить блок и
изображение по цвету и форме.
Развивать мелкую моторику
Развивать внимание, умение находить
одинаковые предметы.
Развивать зрительное восприятие, умение
классифицировать предметы по размеру.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать внимание, умение находить
на кубике сторону нужного цвета,
соотносить с изображением.
Развивать усидчивость, умение находить
и выделять нужные предметы из группы.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать тактильное восприятие. Развивать
целостность восприятия, внимание.
Развивать слуховое восприятие, общую и
мелкую моторику.
Содержание
Рассматривание картины «Игры с водой».
Упражнение «Найди пять отличий».
Динамическая пауза «Одуванчик».
Упражнение «Найди бабочек»
Игровое упражнение «Собери букет».
Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Цветная
полянка».
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик».
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Упражнение «Найди одинаковые цветы».
Игровое упражнение «Собери ягодки».
Игра «Детское домино».
Динамическая пауза «За малиной».
Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
Упражнение «Большие и маленькие ягодки».
Игровое упражнение «Собери грибы».
Игровое упражнение с кубиками «Сложи узор»,
«Ёжик несёт грибочки».
Физкультминутка «Гриша шёл…».
Пальчиковая гимнастика «Грибочки».
Упражнение «Помоги белочке собрать грибочки».
Игра «Чудесный мешочек».
Кубики «Сложи картинку», «Фрукты».
Физкультминутка «Вот так яблоко!»
Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Упражнение «Какой фрукт какого цвета».
21
6
7
8
Октябрь
9
10
11
12
Развивать слуховое внимание, умение
отгадывать загадки.
Развивать элементы словесноРазвивать тактильное восприятие. Развивать
целостность восприятия, внимание.
Развивать общую и мелкую моторику.
Игровое упражнение «Угадай, что я люблю?
Упражнение «Четвёртый
Игра «Чудесный мешочек».
Кубики «Сложи картинку», «Овощи».
Физкультминутка «Собираем урожай».
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту солим».
Упражнение «Поможем козлику собрать капусту».
Развивать слуховое внимание, умение
Игровое упражнение «Угадай, что я люблю?»
отгадывать загадки.
Упражнение «Четвёртый лишний»
Развивать
элементы
словесноФизкультминутка «Собираем урожай».
логического мышления.
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту солим».
Развивать внимание, умение делить предметы Упражнение «Зайчики».
на группы по основному признаку.
Развивать память, внимание.
Игровое упражнение «Что где растёт?».
Развивать умение классифицировать предметы Игра «Собираем урожай».
по основному признаку.
Физкультминутка «Сад – огород».
Развивать общую и мелкую моторику.
Пальчиковая гимнастика «Овощи».
Игровизор «Что где растёт?».
Развивать
память,
внимание,
Физкультминутка «Рыбаки и рыбки».
мышление.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
Развивать умение группировать предметы.
Упражнение «Найди дорожку к другу».
Развивать творческие способности.
Развивать зрительное внимание, умение
Игровое упражнение «Собери осенний букет».
сравнивать и анализировать.
Рассматривание серии картинок «Озорной котёнок».
Развивать связную речь, умение отвечать на Динамическая пауза «Листья
вопросы.
Развивать наблюдательность, умение
Рассматривание картинок из серии «Осень».
Игровое упражнение с кубиками «Сложи узор»
отвечать на вопросы.
Развивать внимание, умение находить
«Осень».
Динамическая пауза «Листья осенние».
на кубике сторону нужного цвета,
Пальчиковая гимнастика «Дождь».
соотносить с изображением.
Развивать общую и мелкую моторику.
Аппликация «Осеннее дерево».
22
13
Развивать память, зрительное внимание
и восприятие.
Развивать умение соотносить блок и
изображение по цвету и форме.
Развивать общую и мелкую моторику.
14
Развивать наблюдательность, умение
отвечать на вопросы.
Развивать речь, закреплять названия
детёнышей домашних животных.
Развивать общую и мелкую моторику.
15
Развивать память, зрительное внимание
и восприятие.
Развивать умение соотносить блок и
изображение по цвету и форме.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать наблюдательность, умение
отвечать на вопросы.
Развивать внимание, умение находить
на кубике сторону нужного цвета,
соотносить с изображением.
Развивать общую и мелкую моторику
Обогащать словарный запас, развивать
внимание, восприятие.
Развивать внимание, умение находить на
кубике сторону нужного цвета, соотносить с
изображением.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать зрительное восприятие.
Развивать целостность восприятия, внимание.
Развивать общую и мелкую моторику.
16
Ноябрь
17
18
Игровое упражнение «Кто живёт у бабушки?»
Игра «Найди половинку».
Физкультминутка «Кошка».
Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Домашние
животные».
Упражнение «Зёрнышки для цыплят».
Рассматривание картины «Дети кормят курицу».
Игра «Чьи детки?».
Физкультминутка «Озорной котёнок».
Игровое упражнение с палочками Кюизенера
«Дорожки для животных».
Упражнение «Травка для козлят».
Игровое упражнение «Кто живёт в лесу?»
Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Лесные
лужайки».
Физкультминутка «Три медведя».
Пальчиковая гимнастика «Белка-продавец».
Рассматривание картинок из серии «Лесные животные и
их детёныши».
Игровое упражнение с кубиками «Сложи узор»,
«Домики для зверят». Физкультминутка «Лягушка».
Пальчиковая гимнастика «Ёжик».
Упражнение «Шарики для медвежонка».
Рассматривание картинок из серии «Зоопарк».
Игровое упражнение с кубиками «Сложи узор»,
«Дорожки для жирафа». Физкультминутка «Мы
охотимся на льва».
Пальчиковая гимнастика «Две мартышки».
Игровое упражнение «Цветные письма».
Кубики «Сложи картинку», «Животные». Физкультминутка
«Мы охотимся на льва».
Пальчиковая гимнастика «Две мартышки».
23
19
20
21
22
23
24
Упражнение «Крокодил».
Обогащать словарный запас, развивать Рассматривание картинок из серии «Зоопарк».
внимание, восприятие.
Игровое упражнение с прищепками «Пингвины ловят
рыбу».
Развивать общую и мелкую моторику.
Снижение
импульсивности,
развивать
Физкультминутка «Тюлени на льдине».
умение выполнять задание по словесной
Пальчиковая гимнастика «Тюлени».
инструкции.
Упражнение «Белый медведь».
Развивать зрительное восприятие. Развивать Игровое упражнение «Цветные письма». 2.
элементы словесно- логического мышления.
Упражнение «Четвёртый лишний».
Снижение
импульсивности,
развивать
Физкультминутка «Тюлени на льдине».
умение выполнять задание по словесной
Пальчиковая гимнастика «Тюлени».
инструкции.
Упражнение «Чья тень».
Обогащать словарный запас, развивать
Рассматривание картинок из серии «Птицы».
внимание,
восприятие.
Развивать
Упражнение «Четвёртый лишний».
элементы
словеснологического
Динамическая пауза «Ворона».
мышления.
Пальчиковая гимнастика «Дятел».
Развивать
воображение,
творческие Упражнение «Красивая птица».
способности
Развивать наблюдательность, умение
Рассматривание картины «У кормушки».
отвечать на вопросы.
Игровое упражнение с прищепками «Красивые
Развивать мелкую моторику.
хвосты».
Развивать внимание, работоспособность
Динамическая пауза «Ворона».
Пальчиковая гимнастика «Дятел».
Упражнение «Будь внимателен».
Обогащать словарный запас, развивать
Рассматривание картинок из серии «Животные
внимание,
восприятие.
Развивать
водоёмов».
элементы
словеснологического
Упражнение «Четвёртый лишний».
Физкультминутка «Рыбаки и рыбки».
мышления.
Развивать зрительное восприятие, мелкую Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
моторику, снижение импульсивности.
Упражнение «Прятки».
Развивать зрительное восприятие. Развивать Игровое упражнение «Цветные письма».
внимание, закреплять названия цветов.
Игровое упражнение с прищепками «Разноцветные
Развивать общую и мелкую моторику.
осьминожки».
24
Декабрь
25
26
27
28
29
30
31
32
Обогащать словарный запас, развивать
внимание, восприятие.
Развивать элементы словесно- логического
мышления.
Развивать общую моторику.
Развивать зрительное восприятие. Развивать
внимание, закреплять названия цветов.
Закреплять названия геометрических форм,
развивать мелкую моторику.
Развивать
память,
внимание,
мышление.
Развивать умение соотносить блок и
изображение по цвету и форме.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать
воображение,
творческие способности.
Вызвать интерес к оригами.
Развивать зрительное внимание,
связную речь, умение отвечать на вопросы
Развивать
зрительное
восприятие,
воображение.
Развивать внимание, умение находить
на кубике сторону нужного цвета,
соотносить с изображением.
Развивать мелкую моторику.
Закреплять названия основных цветов,
развивать сенсорное восприятие.
Развивать
воображение,
творческие
способности.
Развивать внимание, мышление, умение
анализировать
увиденное.
Развивать
Рассматривание картинок из серии «Насекомые».
Упражнение «Четвёртый лишний».
Физкультминутка «Кузнечики».
Пальчиковая гимнастика «Пчёлка».
Упражнение «Поможем гусеничке».
Игровое упражнение «Цветные письма».
Игровое упражнение с прищепками «Цветы для
бабочек».
Физкультминутка «Кузнечики».
Пальчиковая гимнастика «Пчёлка».
Упражнение «Помоги бабочке долететь до цветка».
Рассматривание игрушек- оригами.
Изготовление и украшение игрушек-оригами.
Рассматривание игрушек- оригами.
Изготовление и украшение игрушек-оригами.
Рассматривание картины «Дети на новогоднем празднике».
Игровое упражнение «Цветные письма».
Игровое упражнение с кубиками «Сложи узор»
«Ёлочка», «Гирлянда».
Динамическая пауза «В лесу родилась ёлочка».
Игра «Цветная лаборатория».
Упражнение «Игрушки на ёлку».
Игра «Воздушные шары».
Динамическая пауза «В лесу родилась ёлочка».
Игра «Цветная лаборатория».
Упражнение «Ёлочка – красавица».
Игровое упражнение «Что лишнее?» (панно).
Упражнение «Два снеговика».
25
Январь
33
34
35
36
37
38
умение сравнивать предметы.
Физкультминутка «Зимние забавы».
Развивать восприятие, мышление во время Игровые упражнение по выбору: блоки Дьенеша,
работы по образцу.
палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор».
Упражнение «Снежинки».
Развивать
наблюдательность,
умение
Рассматривание картинок с изображением снеговика.
анализировать, сравнивать.
Пальчиковая гимнастика «Мы слепили снежный ком».
Развивать
воображение,
творческие Аппликация «Снеговик».
способности, мелкую моторику.
Развивать
координацию
движения,
Игра «Дотронься до…».
Упражнение «Прятки». 3.Физкультминутка «Это я!»
ориентировку в собственном теле.
Развивать умение соотносить плоскостное Игровое упражнение с блоками Дьенеша«Человечек».
изображение с блоком. Развивать мелкую Упражнение «Мальчик».
моторику, слуховое внимание.
Развивать внимание, мышление, умение Игра «Съедобное – несъедобное».
Упражнение
«Найди
Василису
и
Иванушку».
анализировать.
Развивать
наблюдательность,
умение Физкультминутка «Мы топаем ногами».
сравнивать предметы.
Пальчиковая гимнастика «Шагает человечек».
Развивать
мелкую
моторику,
слуховое Упражнение «Девочка».
внимание.
Развивать зрительное внимание, связную
Рассматривание картины «Малыши на зарядке».
речь, умение отвечать на вопросы.
Игровое
упражнение
«Чего
не
хватает?»
Развивать
зрительное
внимание,
Физкультминутка «На болоте две подружки…».
восприятие.
Пальчиковая гимнастика «Пальчиковый футбол».
Развивать мелкую моторику, слуховое Упражнение «Лыжник».
внимание
Развивать память, общую моторику.
Игровое упражнение «Придумай зарядку». Упражнение
Развивать
мышление,
умение
«Когда это бывает?» Физкультминутка «На болоте две
сопоставлять предметы по заданному
подружки…». Пальчиковая гимнастика «Пальчиковый
условию.
футбол».
Развивать мышление, мелкую моторику, Упражнение «Помоги мишке скатиться с горки».
внимание.
Развивать
слуховое
внимание,
Игровое упражнение «Угадай, про кого».
наблюдательность.
Игра «Варежки».
26
39
40
Февраль
41
42
43
Развивать зрительное восприятие, умение
сравнивать.
Развивать
восприятие,
снижение
импульсивности, мелкую моторику.
Развивать
мышление,
умение
классифицировать.
Развивать крупную и мелкую моторику.
Развивать восприятие, внимание
Игра «Что куда наденем?».
Пальчиковая гимнастика «Вся семейка».
Упражнение «Отгадай и раскрась».
Игровое упражнение «Что у Кати в чемодане».
Игровое упражнение с прищепками «Поможем Кате
повесить бельё».
Игра «Разноцветные узоры».
Пальчиковая гимнастика «Вся семейка».
Упражнение «Две девочки».
Развивать связную речь, умение отвечать на Речевая разминка «Для чего нужна посуда».
вопросы.
Физкультминутка «Точим нож».
Развивать
мышление,
умение Пальчиковая гимнастика «Посуда».
классифицировать.
Упражнение «Отгадай и раскрась».
Развивать
восприятие,
снижение
импульсивности, мелкую моторику
Развивать память, воображение.
Упражнение «Моя любимая чашка».
Развивать внимание, умение сравнивать,
Упражнение «Найди пару».
находить общее.
Игра «Тактильное лото».
Развивать творческие способности, мелкую Динамическая пауза «Посуда».
моторику.
Упражнение «Красивая чашка».
Развивать связную речь, умение отвечать
Речевая разминка «Для чего нужна мебель».
на вопросы.
Игра «Три медведя».
Развивать
мышление,
умение
Физкультминутка «Мебель».
сопоставлять предметы по заданию.
Пальчиковая гимнастика «Мебель».
Развивать
восприятие,
снижение
Упражнение «Отгадай и раскрась».
импульсивности, мелкую
моторику
Развивать
мышление,
умение Упражнение «Четвёртый лишний».
классифицировать, сравнивать. Развивать Упражнение «Чья тень».
внимание, зрительное восприятие.
Физкультминутка «Мебель».
Развивать
слуховое
внимание,
умение Пальчиковая гимнастика «Мебель».
действовать по словестной инструкции.
Упражнение «Будь внимателен».
27
44
45
46
47
48
Март
49
Развивать
зрительное
восприятие,
воображение.
Развивать
общую
моторику,
воображение, память.
Развивать мелкую моторику, творческие
способности.
Развивать
мышление,
умение
классифицировать,
сравнивать. Развивать
наблюдательность, зрительное восприятие.
Развивать
слуховое
внимание,
умение
действовать по словестной инструкции.
Развивать зрительное внимание, связную
речь, умение отвечать на вопросы.
Разивать умение соотносить плоскостное
изображение с блоком. Развивать зрительное
восприятие, мелкую моторику.
Развивать
связную
речь,
умение
использовать в речи предлоги места.
Развивать
наблюдательность,
зрительное восприятие.
Развивать мышление, умение сравнивать и
анализировать.
Развивать умение классифицировать
предметы по основному признаку.
Разивать умение соотносить плоскостное
изображение с блоком. Развивать внимание,
мышление, мелкую моторику.
Развивать внимание, мышление, умение
анализировать.
Развивать внимание, умение находить
на кубике сторону нужного цвета,
соотносить с изображением.
Развивать умение соотносить предметы по
Игровое упражнение «Цветные письма».
Игра «Мы не скажем, а покажем».
Игровое упражнение «Чего не стало?»
Пальчиковая гимнастика «Пылесос».
Упражнение «Мамины помощники».
Упражнение «Четвёртый лишний».
Упражнение «Чего не хватает?».
Физкультминутка «Робот».
Пальчиковая гимнастика «Пылесос».
Упражнение «Будь внимателен».
Рассматривание картины «Дети купают куклу».
Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Игрушки».
Физкультминутка «Буратино».
Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
Упражнение «Кубики и мячики».
Речевое упражнение «Что где стоит?»
Упражнение «Чья тень?»
Упражнение «Размышляй- ка».
Динамическая пауза «Игрушки».
Упражнение «Наведи порядок на полочках».
Игра «Классификация».
Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Домики».
Физкультминутка «На горе мы видим дом».
Пальчиковая гимнастика «Строим дом».
Упражнение «В гостях у муравьишки.
Игровое упражнение с кубиками «Сложи узор»,
«Дорожки к домикам».
Упражнение «Что к чему?».
28
50
51
52
53
54
55
заданному признаку
Расширять активный словарь, развивать
связную речь.
Развивать
общую
моторику,
воображение, память.
Развивать внимание, мышление, мелкую
моторику.
Развивать
наблюдательность,
расширять кругозор.
Развивать
внимание,
зрительное
восприятие.
Развивать мелкую моторику.
Игра «Все профессии важны».
Игра «Мы не скажем, а покажем».
Игровизор «Помоги гномику».
Пальчиковая гимнастика «Наши мамы».
Упражнение «Доктор спешит на помощь».
Рассматривание альбома «Мамы разные нужны, мамы
всякие важны».
Упражнение «Найди тень».
Физкультминутка «Профессии».
Пальчиковая гимнастика «Наши мамы». Упражнение
«Поможем бобру-строителю».
Развивать тактильное восприятие, внимание.
Игра «Чудесный мешочек».
Развивать
мышление,
умение
Физкультминутка «Я работаю».
анализировать и сравнивать.
Пальчиковая гимнастика «Пила».
Развивать
восприятие,
снижение Упражнение «Отгадай и раскрась».
импульсивности, мелкую моторику
Развивать память, воображение. Развивать
Игра «Что тебе нужно для работы?»
Пальчиковая гимнастика «Пила».
внимание,
мышление,
невербальное
Упражнение «Помоги мальчикам».
воображение.
Развивать
восприятие,
снижение Упражнение «Парикмахер- растеряша».
импульсивности, мелкую моторику.
Развивать связную речь, умение описывать
Игра «Магазин игрушек».
предмет.
Игра «Чудесный мешочек».
Развивать тактильное восприятие, внимание. Физкультминутка «Мои помощники».
3.Развивать слуховое восприятие, внимание, Пальчиковая гимнастика «Дружные помощники».
умение действовать по словесной инструкции. Упражнение «Найди одинаковые предметы».
Развивать связную речь, умение отвечать
Игровое упражнение «Кубик».
на вопросы.
Игра «Найди предмет».
Развивать
наблюдательность,
Физкультминутка «Мои помощники».
зрительное восприятие.
Пальчиковая гимнастика «Дружные помощники».
Развивать слуховое восприятие, внимание, Упражнение «Что из чего сделано?».
29
56
Апрель
57
58
59
60
61
62
умение действовать по словесной инструкции.
Развивать связную речь, умение отвечать
на вопросы.
Развивать умение соотносить плоскостное
изображение с блоком.
Развивать мелкую моторику.
Развивать
мышление,
умение
классифицировать, сравнивать. Развивать
общую моторику, координацию движений,
слуховое внимание.
Развивать мелкую моторику
Развивать
наблюдательность,
зрительное восприятие.
Развивать умение соотносить плоскостное
изображение с блоком. Развивать мелкую
моторику.
Расширять кругозор, активный словарь.
Развивать сенсорное восприятие, творческие
способности
Рассматривание картин из серии «Весна».
Игровое упражнение с блоками Дьеныша «Цветы».
Физкультминутка «Цветок».
Пальчиковая гимнастика «Гнездо и птички».
Упражнение «Ручейки бегут, спешат».
Упражнение «Четвёртый лишний».
Игра «Туча, дождик, лужа».
Физкультминутка «Цветок».
Пальчиковая гимнастика «Гнездо и птички».
Упражнение «Весенняя картинка».
Игра «Чья тень».
Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Ракета».
Физкультминутка «Космический отряд». Пальчиковая
гимнастика «На Луне жил звездочёт».
Упражнение «Ракета»
Презентация «Космос».
Физкультминутка «Космический отряд».
Пальчиковая гимнастика «На Луне жил звездочёт».
Аппликация «Планеты».
Развивать зрительное внимание, умение
Игра «Машина, лодка, самолет».
соотносить действие с изображением,
Игровое упражнение с блоками Дьенеша Транспорт».
память.
Подвижная игра «Цветные автомобили».
Развивать умение соотносить плоскостное Дыхательное упражнение «Гудок парохода».
изображение с блоком. Развивать мелкую Упражнение «Поезд».
моторику.
Развивать мышление, связную речь.
Упражнение «Весенние забавы».
Закреплять
умение
соотносить
Игра «Цветная лаборатория».
Динамическое упражнение «Прогулка в лес». Упражнение
изображение с предметом.
Развивать внимание, мелкую моторику, память «Дорожка в лесу»,
Упражнение «Букет для мамы».
Развивать связную речь, умение отвечать
Рассматривание картины «Игры в песочнице». Упражнение
на вопросы.
«Найди пять отличий».
30
Развивать зрительное восприятие, внимание.
Развивать общую и мелкую моторику.
63
64
Май
65
66
67
68
Развивать зрительное восприятие, умение
классифицировать предметы по цвету.
Закрепить названия цветов.
Развивать умение соотносить блок и
изображение по цвету и форме.
Развивать мелкую моторику.
Развивать внимание, умение находить
одинаковые
предметы.
2.Развивать
зрительное
восприятие,
умение
классифицировать предметы по размеру.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать внимание, умение находить
на кубике сторону нужного цвета,
соотносить с изображением.
Развивать усидчивость, умение находить
и выделять нужные предметы из группы.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать тактильное восприятие. Развивать
целостность восприятия, внимание.
Развивать слуховое восприятие, общую и
мелкую моторику.
Динамическая пауза «Одуванчик».
Игровое упражнение с палочками Кюизенера
«Разноцветные дорожки».
Упражнение «Найди цветок».
Игровое упражнение «Собери букет».
Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Цветная
полянка».
Дыхательное упражнение «Стрекоза на листике».
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Упражнение «Найди одинаковые цветы».
Игровое упражнение «Собери листочки».
Игра «Детское домино».
Динамическая пауза «В лесу».
Пальчиковая гимнастика «Дерево».
Упражнение «Большие и маленькие листики».
Игровое упражнение «Собери картинку».
Игровое упражнение с кубиками «Сложи узор»
Физкультминутка «Гриша шёл…».
Пальчиковая гимнастика «Дождик».
Упражнение «Дождик скачет по дорожке».
Игра «Чудесный мешочек».
Кубики «Сложи картинку».
Физкультминутка «Весенняя прогулка».
Пальчиковая гимнастика «Домик».
Упражнение «Какой предмет какого цвета».
Развивать слуховое внимание, умение
Игровое упражнение «Угадай, что я люблю?»
отгадывать загадки.
Упражнение «Четвёртый лишний».
Развивать
элементы
словесноФизкультминутка «Весенняя прогулка».
логического мышления.
Пальчиковая гимнастика «Домик».
Развивать
концентрацию
внимания, Упражнение «»Будь внимателен».
усидчивость.
Развивать тактильное восприятие. Развивать Игра «Чудесный мешочек».
31
целостность восприятия, внимание.
Развивать общую и мелкую моторику.
69
70
71
72
Кубики «Сложи картинку».
Физкультминутка «Собираем лучики».
Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
Упражнение «Солнышко лучистое».
Развивать слуховое внимание, умение
Игровое упражнение «Угадай, что я люблю?» Упражнение
отгадывать загадки.
«Четвёртый лишний»
Развивать
элементы
словесноФизкультминутка «Собираем лучики».
логического мышления.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
Развивать внимание, умение делить предметы Упражнение «Солнечные зайчики».
на группы по основному признаку
Развивать память, внимание.
Игровое упражнение «Что где растёт?».
Развивать умение классифицировать предметы Игра «Подбери картинку».
по основному признаку.
Физкультминутка «Мы сажаем огород». Пальчиковая
Развивать общую и мелкую моторику.
гимнастика «Семейка».
Развивать
память,
внимание,
Рассматривание панно «Весна»
мышление.
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Развивать умение группировать предметы.
Аппликация «Ландыш»
Развивать творческие способности.
Развивать зрительное внимание, умение
Игровое
упражнение
«Собери
весенний
букет».
сравнивать и анализировать.
Рассматривание серии картинок «Озорной котёнок».
Развивать связную речь, умение отвечать
Динамическая пауза «Веснянка».
на вопросы.
Пальчиковая гимнастика «Дождик».
Развивать общую и мелкую моторику.
Упражнение «Цыплёнок под дождём».
32
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебный план
Учебный план разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) с учетом СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Данный
план определяет содержание и организацию Программы.
Организованная образовательная деятельность
Первый год обучения первая младшая Второй год обучения вторая младшая группа
группа
(3-4 года)
Направленность программы/
(2-3 года)
Наименование
Длительность образовательной деятельности
10 минут
15 минут
неделя
месяц
год
неделя
месяц
год
Дополнительная общеобразовательная 2
9
72
2
9
72
программа социально- педагогической
направленности «Развивайка»
Итого
2
9
72
2
9
72
3.2 Учебный план проведения занятий в летний период
Учебный план разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) с учетом СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Данный
план определяет содержание и организацию Программы.
Направленность программы/
Наименование
Организованная образовательная деятельность
Первый год обучения первая младшая Второй год обучения вторая младшая группа
(3-4 года)
группа
(2-3 года)
Длительность образовательной деятельности
10 минут
15 минут
33
неделя
Дополнительная общеобразовательная 2
программа социально- педагогической
направленности «Развивайка»
Итого
2
месяц
3
год
24
неделя
2
месяц
3
год
24
3
24
2
3
24
34
Список литературы
1. Белошистая А.В, О. Г. Жукова. Волшебные горошины: Пособие для занятий с детьми - АРКТИ, 2014.
2. Зворыгина Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада – 4-е изд.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
перераб.– М.: Просвещение,1985.
Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста(2-3 года). Практическое пособие.,СПб.:Паритет,2004.-112с.
Маханева М.Д., Решикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей М. ТЦ Сфера, 2008.
Никитина А.В. 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки
для детей 2-3 лет., СПб.:КАРО,2009.-96с.
Сотникова В.М. Самые маленькие в детском саду -М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» - М.: Мозаика – Синтез, 2010.
35