Содержание
№
1
Наименование раздела
Комплекс
основных
характеристик
Дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности
«Занимательная математика»
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи Программы
1.3 Содержание Программы
1.3.1 Учебный план
1.3.2. Комплексно-тематическое планирование (первый год обучения, 5-6 лет)
1.3.3. Комплексно-тематическое планирование (второй год обучения, 6-7 лет)
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
2
Комплекс организационно – педагогических условий реализации
Дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы социально-гуманитарной направленности
«Занимательная математика»
2.1 Календарный учебный график (первый год обучения, 5-6 лет)
2.1.1. Календарный учебный график (второй год обучения,6-7 лет)
2.2 Условия реализации Программы
2.3 Формы педагогической диагностики
2.4 Оценочные материалы
2.5 Методическое обеспечение Программы
2.6 Список литературы
Стр.
3
3
4
4
5
5
8
11
11
11
19
25
25
27
29
29
2
1. Комплекс основных характеристик Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программы
социально-гуманитарной
направленности
«Занимательная математика»
1.1 Пояснительная записка
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений
можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского
математика Кюизенера для обучения детей основам математики.
Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность,
универсальность, высокая эффективность. Палочки, как и другие дидактические
средства развития математических представлений у детей, являются одновременно
орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной
деятельности ребенка.
Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий,
необходимых для возникновения у детей элементарных математических
представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию,
способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление,
внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в
достижении цели.
На практике эти задачи реализуются через реализацию данной Программы.
Деятельность не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий
процесс педагога и детей. Все темы, входящие в Программу, изменяются по принципу
постепенного усложнения материала.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности
«Занимательная математика» (далее – Программа):
Программа не является авторской, разработана на основе программы
Комаровой Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» и адаптируется к условиям
детского сада. Понятийный аппарат занимает в содержании программы ограниченное
место, Программа имеет практическую направленность. Теоретические сведения,
отдельные понятия включаются только в той мере, в какой это необходимо для
формирования соответствующих умений и навыков.
Актуальность
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным
дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью пользуются палочки
Кюизенера. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере
соответствует специфике и особенностям элементарных математических
представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям,
уровню развития детского мышления. Программа обеспечивает равные стартовые
возможности для обучения детей в общеобразовательном учреждении.
Педагогическая целесообразность Программы состоит в учете особенностей
детей дошкольного возраста, в разнообразии видов деятельности в условиях
кружкового творчества, в дополнительной возможности самоутверждения и
самореализации.
Рациональность Программы - работа с палочками позволяет перевести
практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в
то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы:
По данной Программе занимаются дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Сроки реализации Программы:
Содержание каждого смыслового блока определено в учебном плане.
Программа рассчитана на 2 года –144 занятия.
Общее количество учебных занятий в год – 72.
3
Продолжительность занятия: 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная
группа.
Сроки и частота проведения диагностических процедур – в начале и в конце каждого
учебного года.
Форма работы – индивидуальная, групповая.
Место проведения: групповая комната
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: развитие особенностей элементарных математических представлений и умений.
Задачи:
- вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.
- развивать элементарные математические представления – о числе на основе счета и
измерения.
- содействовать освоению ключевых средств познания – сенсорных эталонов (эталоны цвета,
размера), таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету,
длине, ширине, высоте).
- помочь освоить пространственно-количественные характеристики.
-учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
-воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
Принципы, лежащие в основе Программы:
доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
наглядность (наличие дидактических материалов).
демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация
творческих потребностей).
научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической
основы).
«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет
свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным
детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При
этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность
предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе дети усваивают цвета и их оттенки; названия и
отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме), обогащают
словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по
определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).
1.3 Содержание Программы:
Игры с палочками Кюизенера проводятся в системе, они служат для выработки
навыков счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о
числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет детям
освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета,
размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету,
длине, ширине, высоте). Характером математического материала определяется его
назначение: развивать у детей общие умственные, логические и математические
способности. Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у
детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и
соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить
путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей
развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки,
зрительная память.
4
1.3.1. Учебный план
Возраст
Первый год обучения
5-6 лет
Второй год обучения
6-7 лет
№
п/п
Количество занятий в
неделю
Количество
занятий в месяц
Количество занятий
в год
2 (50 мин)
8
72
2 (60 мин)
8
72
1.3.2. Календарно - тематическое планирование
(первый год обучения, 5-6 лет)
Тема
Общее кол-во
занятий
Сентябрь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Исследование исходного уровня развития элементов логического
мышления у детей.
Графические работы. Слева, справа.
Исследование исходного уровня развития элементов логического
мышления у детей.
Графические работы. Вверху, внизу.
Исследование исходного уровня развития элементов логического
мышления у детей.
Графические работы. Использование предлогов: «на», «в», «под»,
«между».
Исследование исходного уровня развития элементов логического
мышления у детей.
Графические работы. Использование предлогов: «перед», «над».
«Сказочный город».
Графические работы. Налево, направо, вверх, вниз
«Слоненок».
Число 1.
«Найди и покажи».
Первый, последний. Столько же.
«Море волнуется».
Большой, маленький. Больше, меньше, столько же.
Октябрь
«Строим дорожки», «ленточки в подарок».
Ориентация на плоскости.
«Печенье».
Закономерность. Ближе, дальше.
«Моделируем квадрат».
Число 2. Пара.
«Моделируем прямоугольник».
Решение примеров. Первый, второй.
«Дом и мебель для матрешки».
Решение задач.
«Сделай фигуру».
Дорисовывание. Больше, меньше, столько же.
1
Знаки больше, меньше и равно.
«Подбираем к домику крышу», «Собачка».
Круг. Окружность.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
Ноябрь
17
Сборка из частей целого. Понятия: внутри, вне, на стороне.
1
18
«Кошечка», «Рисуем цветными палочками».
Число З. Решение примеров.
«Мы по лесенке шагаем».
Состав числа З.
«Книги на полке».
Решение задач.
«Пирамидка и лесенка».
Больше, меньше. Одинакового размера.
«Журавушка».
Квадрат.
«Числовая лесенка».
Сборка целого из частей. Понятия: пересекаются, не пересекаются.
«Изменение конструкции дома».
Число 4. Решение примеров.
Декабрь
«Белочка и ежик идут на день рождения».
Состав числа 4.
«Коврики для кошки», «Коврик для котенка».
Решение задач.
Подборка и запись чисел
«Коврик для собачки», «Собачья семейка».
Выше, ниже. Одинаковой высоты.
Треугольник.
1
«Выставка собак».
Порядковый счет. Пересечения.
«Разноцветные заборы», «Аквариум».
Проверочная работа.
1
Число 5
1
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
Январь
«Длинные и короткие ленточки для кукол», «Поезд».
Состав числа 5.
«Заборы низкие и высокие».
Решение задач. Старше, младше.
«Мастерим стул».
Подборка и запись чисел.
«Стулья для семьи».
Короче, длиннее, одинаковой длины.
Прямоугольник.
«Лесенка высокая и лесенка низкая».
Ориентация в пространстве и на плоскости.
«Лесенка широкая и лесенка узкая».
Число 6.
«Мосты через реку», «Плоты на реке».
Состав числа 6.
Февраль
«Цвет и число», «Число и цвет».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Выше, ниже.
«Путешествие на поезде».
Подборка и запись чисел.
1
Толще, тоньше. Одинаковой толщины.
«Кораблик».
Овал.
Ориентировка в пространстве и на плоскости.
«Как разговаривают числа».
Число 7.
«О чем говорят числа?».
Состав числа 7.
«Телевизор».
Решение задач.
Март
1
1
«Полосатая салфетка».
Цвета радуги.
«Твой любимый цветок». «Угощаем тортом».
Подборка и запись чисел.
Дни недели.
1
«Какие лесенки умеет строить Незнайка».
Число 8.
Состав числа 8.
«Состав чисел из единиц».
Решение задач. Ориентировка по плану.
«Как еще растут дома из чисел?».
Подборка и запись чисел.
Рисование по клеточкам.
1
Апрель
«Кто в домике живет?», «Как узнать номера домов на новой
улице?».
Цвет. Изменение цвета.
Проверочная работа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
«Покажи, как растут числа».
Число 9.
«Как белочка и ежик играли числами», «Сломанная лесенка».
Состав числа 9.
Решение задач.
1
«Чет-нечет».
Решение задач.
Подборка и запись чисел.
Дорисовывание.
1
Май
Изменение признаков — размера и формы.
Число 0.
Решение числовойцепочки.
Исследование исходного уровня развития элементов логического
мышления у детей.
Решение задач.
1
1
1
1
1
1
1
7
69
70
71
72
Исследование исходного уровня развития элементов
мышления у детей.
Подборка и запись чисел.
Исследование исходного уровня развития элементов
мышления у детей.
Изменение признаков: размера, формы и цвета.
Исследование исходного уровня развития элементов
мышления у детей.
Число 10. Состав числа 10.
Исследование исходного уровня развития элементов
мышления у детей.
Решение задач.
Подборка и запись чисел.
Сборка целого из частей.
ИТОГО:
логического
1
логического
1
логического
1
логического
1
72
1.3.3. Календарно-тематическое планирование (второй год обучения, 6-7 лет)
№
п/п
Тема
Общее кол-во
занятий
Сентябрь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Исследование исходного уровня развития элементов логического
мышления у детей.
Графические задачи.
Исследование исходного уровня развития элементов логического
мышления у детей.
Ориентировка в пространстве.
Исследование исходного уровня развития элементов логического
мышления у детей.
Геометрические фигуры.
Исследование исходного уровня развития элементов логического
мышления у детей.
Счёт до 11.
«Улица разноцветных палочек» (дом белой, черной, синей семейки).
Число 11.
«Улица разноцветных палочек» (дом красной, желтой семейки).
Решение задач.
«Выложи по цифрам».
Ромб.
«Измерь дорожки шагами».
Логическая задача.
Октябрь
«Узнай длину ленты».
Ориентировка в пространстве.
«Измеряем разными мерками».
Счёт до 12.
«Автопортрет».
Число 12.
Портрет, коврик, автобус трактор.
Решение задач.
Трапеция.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Цветок, бабочка,
троллейбус, грузовая машина.
Графический диктант.
Сравнение групп предметов.
Птичка, собачка, корабль, самолет.
Счёт до 13.
Ноябрь
Число 13.
Горка, коврик для кошки, кран, экскаватор.
Ориентировка во времени.
Параллелограмм.
«Три подружки».
Ориентировка во времени.
Палочки можно складывать.
Сравнение предметов по признакам.
Ориентировка по плану.
«Лестница».
Сравнение предметов по площади.
«Выставка цветов».
Проверочная работа.
Декабрь
«Лес».
Счёт до 14.
«Строим ворота».
Число 14.
Палочки можно вычитать.
Порядковый счет.
Многоугольник.
«Кто старше».
Счёт до 15.
«Хвойный бор».
Число 15.
Цифры.
Решение задач.
«Лягушонок».
Логические задачи.
Январь
1
Буквы 1.
Сравнение предметов по признакам.
Точка. Прямая линия.
Буквы 2.
Счёт до 16.
Число 16.
«Ходим по лестнице».
Решение задач.
«Мы с Тамарой ходим парой».
Кривая, ломаная (незамкнутая, замкнутая) линии.
Слова.
Ориентировка во времени.
«Скорый поезд».
Проверочная работа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Февраль
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
«Ваза цветов».
Счёт до 17.
«Пересаживаем комнатные цветы».
Число 17.
«Взрослые и дети».
Логические задачи.
«Часы».
Луч. Отрезок.
Расколдуй сказку.
Сравнение групп предметов.
Выложи из палочек (елка, сосна, скворечник).
Угол.
Выложи из палочек (человек, дружок, заяц, медведь).
Выложи из палочек (лодка, подводная лодка, лодка с флажком,
ракета).
Счёт до 18.
Март
Число 18.
Деление целого на части.
Порядковый счёт.
Умножение.
Ориентировка в пространстве.
Выкладываем сказки Царевна – лебедь, Царь Гвидон, дворец.
Выкладываем сказки Емеля и щука.
Выкладываем сказки Иван царевич и Елена прекрасная.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Апрель
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
Сказочный город 1.
Сказочный город 2.
Цветовая последовательность.
Длина отрезка. Единица измерения — сантиметр.
Детская железная дорога.
Измерение длин сторон фигур.
Отгадываем кроссворды.
Сделаем сами.
Счёт до 19.
Число 19
Решение задач.
Май
Геометрические тела. Шар. Куб.
Масса предмета. Единица измерения — килограмм.
Конус. Пирамида. Призма. Цилиндр. Параллелепипед.
Счёт до 20.
Исследование исходного уровня развития элементов логического
мышления у детей.
Число 20.
Исследование исходного уровня развития элементов логического
мышления у детей.
Уравнивание множеств.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
71
72
Исследование исходного уровня развития элементов логического
мышления у детей.
Объём жидкости. Единица измерения — литр.
Исследование исходного уровня развития элементов логического
мышления у детей.
Повторение изученного.
ИТОГО:
1
1
72
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
Основной результат освоения Программы - формирование у воспитанников
интереса к познанию, развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
При этом у воспитанников формируются основные умения:
-дети усвоят эталоны цвета;
-усвоят отношения по длине, высоте, массе, объёму;
-совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного
счета;
-свободно ориентируются по числовому ряду;
-научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, познакомятся с
составом числа первого десятка;
-научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;
-научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают
действия умножения, деления;
-совершенствуются представления о геометрических фигурах;
-успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
-повысится уровень знаний в области счета;
-появится интерес к новым дидактическим играм, к математике.
2. Комплекс организационно – педагогических условий реализации Программы.
2.1 Календарно- учебный график
(1-й год обучения) 5-6 лет
Месяц
Кол-во
Тема занятий
занятий
1
Исследование исходного
сентябрь
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Графические работы.
Слева, справа.
1
Исследование исходного
сентябрь
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Графические работы.
Вверху, внизу.
1
Исследование исходного
сентябрь
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Графические работы.
Использование предлогов:
«на», «в», «под»,
«между».
Задачи
Исследование исходного уровня развития
элементов логического мышления у детей.
Развивать пространственные представления,
уточнить отношения: справа, слева.
Исследование исходного уровня развития
элементов логического мышления у детей.
Формирование пространственных
представлений «вверху», «внизу».
Исследование исходного уровня развития
элементов логического мышления у детей.
Уточнить представления о пространственных
отношениях «на» - «над» - «под», тренировать
умение понимать и правильно употреблять
слова «на», «над», «под» в
речи;актуализировать представления о
пространственных отношениях «между»,
11
сентябрь
1
сентябрь
1
сентябрь
1
сентябрь
1
сентябрь
1
октябрь
1
октябрь
1
октябрь
1
«наверху», «внизу», тренировать умение
различать левую и правую руки.
Исследование исходного
Исследование исходного уровня развития
уровня развития
элементов логического мышления у детей.
элементов логического
Учить устанавливать пространственные
мышления у детей.
отношения: спереди – сзади, перед, между;
Графические работы.
продолжить формирование умения
Использование предлогов: ориентироваться в пространстве; развивать
«перед», «над».
речевые навыки, умение анализировать.
«Сказочный город».
Дидактическая сказка «Сказочный город».
Графические работы.
Развивать навык определения местоположения
Налево, направо, вверх,
предметов (вверх, вниз, слева, справа).
вниз.
«Слоненок».
Развивать умение детей создавать образ
слоненка, конструируя его из заданных
Число 1.
палочек; сравнивать предметы по длине,
обозначать словами результат сравнения
(длиннее – короче, равные по длине);
ориентироваться в пространстве. Развивать
воображение.Научить писать цифру 1.
«Найди и покажи».
Игры и упражнения состоят в
Первый, последний.
группировке палочек по разным
Столько же.
признакам, сооружение из них построек.
Дети осваивают состав комплекта
палочек, их цвета, соотношение палочек
по размеру. Используются выражения и
слова «такой же», «не такой как»,
«одинаковые», «разные». Дидактические
упражнения «Найди и покажи палочку
такую же по цвету»,
«Отбери все красные (синие, желтые и
т.д.) и др.» Освоить определение
понятия «столько же».
«Море волнуется».
Закреплять умение детей следовать
Большой, маленький.
заданному алгоритму; точно выполнять
Больше, меньше, столько
словесную инструкцию; закреплять навыки
же.
измерительной деятельности.
Формировать у обучающихся понятия «
больше» , «меньше», «столько же».
«Строим дорожки»,
Учить различать и группировать палочки по
«ленточки в подарок».
цвету, осваивать эталоны цвета и их
Ориентация на
названия, учить использовать в речи слова:
плоскости.
такая же, одинаковые, тоже красная.
Закрепить умение ориентироваться на
плоскости.
«Печенье».
Упражнять детей в измерении с помощью
Закономерность. Ближе,
условной меры. Учить определять, что
дальше.
больше – часть или целое; показать одну
шестую и целое.
Познакомить с понятиями «дальше»,
«ближе».
«Моделируем квадрат».
Формирование представления о квадрате.
Число 2. Пара.
Составление разных квадратов. Использовать
12
октябрь
1
октябрь
1
октябрь
1
октябрь
1
октябрь
1
ноябрь
1
ноябрь
1
ноябрь
1
ноябрь
1
ноябрь
1
«Моделируем
прямоугольник».
Решение примеров.
Первый, второй.
«Дом и мебель для
матрешки».
Решение задач.
«Сделай фигуру».
Дорисовывание. Больше,
меньше, столько же.
в речи слова: такая же, одинаковые, тоже
красная, и др.
Научить писать цифру 2. Познакомить с
новым понятием «пара».
Представление о прямоугольнике.
Составление разных прямоугольников.
Обобщить и систематизировать знания детей.
Учить устанавливать соответствие между
цветом и числом.
Обобщить и систематизировать знания детей.
Закреплять умение детей составлять
геометрические фигуры из палочек; названия
геометрических фигур (треугольник, ромб,
прямоугольник, трапеция, четырехугольник);
различать количественный и порядковый
счет, правильно отвечать на вопросы:
сколько, который по счету?Учить выяснять, в
какой из групп предметов больше.
Знаки больше, меньше и
Познакомить со знаками >, < , =; научить
равно.
выполнять записи с этими знаками.
«Подбираем к домику Учить отбирать палочки нужного цвета и
крышу», «Собачка».
числового значения по словесному указанию
Круг. Окружность.
взрослого.
Познакомить с новыми понятиями круг,
окружность.
Сборка из частей целого.
Учить отбирать палочки нужного цвета и
Понятия: внутри, вне, на числового значения по словесному указанию
стороне.
взрослого.
Уточнить
пространственные отношения: внутри, снаружи.
«Кошечка»,
«Рисуем Учить отбирать палочки нужного цвета и
цветными палочками».
числового значения по словесному указанию
Число З. Решение
взрослого.
примеров.
Научить писать цифру 3.Обобщить и
систематизировать знания детей.
«Мы по лесенке шагаем».
Развивать представления о высоте, о длине,
Состав числа З.
сравнивать предметы по высоте и длине.
Познакомить с количественным составом
числа 3 из единиц.
«Книги на полке».
Упражнять детей в счете в пределах 10.
Решение задач.
Учить увеличивать число на один, сравнивать
предметы по толщине, сопровождая словами
результат сравнения: «толще –
тоньше».Обобщить и систематизировать
знания детей.
«Пирамидка и лесенка».
Рассмотреть и обсудить процесс построения
Больше, меньше.
пирамидок, построить пирамидку из палочек
– для этого надо найти самую длинную
Одинакового размера.
палочку и положить ее в основание
пирамиды, затем следующую по длине
палочку положить так, чтобы середины
13
ноябрь
1
ноябрь
1
ноябрь
1
декабрь
1
декабрь
1
декабрь
1
декабрь
1
декабрь
декабрь
1
1
декабрь
1
декабрь
палочек совпадали и т.д. Построение лесенки
вертикальной, лесенки горизонтальной.
Формирование у детей математических
понятий «Больше, Меньше»
«Журавушка».
Учить детей моделировать предмет из
Квадрат.
заданного количества деталей; определять
направление движения, называть и видеть
пары предметов в изображаемом предмете.
Упражнять в счете. Развивать глазомер.
Закрепить знания о квадрате.
«Числовая лесенка».
Построение числовой лесенки от какого-либо
Сборка целого из частей.
числа. Дидактическая ситуация «Построй
Понятия: пересекаются,
числовую лесенку от числа 6» и др.
не пересекаются.
Познакомить с понятиями «пересекающиеся
линии» и «точка пересечения».
«Изменение конструкции Развивать способность преобразовывать
дома».
заданную конструкцию; находить признаки
Число 4. Решение
сходства и различия. Закреплять умение
примеров.
измерять разными мерками.
Научить писать цифру 4. Обобщить и
систематизировать знания детей.
«Белочка и ежик идут на Учить выбирать палочки указанного цвета,
день рождения».
учить составлять изображения предметов
Состав числа 4.
простой формы.Познакомить с
количественным составом числа 4 из единиц.
«Коврики для кошки»,
Учить различать палочки по длине и по
«Коврик для котенка».
цвету, составлять квадрат из палочек.
Решение задач.
Обобщить и систематизировать знания
детей.
Подборка и запись чисел.
Обобщить и систематизировать знания
детей.
«Коврик для собачки»,
Учить детей составлять из палочек
«Собачья семейка».
прямоугольники и сравнивать их с квадратами.
Выше, ниже. Одинаковой Составление ковриков для собаки. Развивать
высоты.
умение создавать образ собаки, сравнивать
предметы по длине.
Учить детей сравнивать два предмета,
контрастные по высоте, обозначая результаты
сравнения словами: выше,
ниже, высокий, низкий.
Треугольник.
Закрепить знания о треугольнике.
«Выставка собак».
Развивать умение детей воспроизводить
Порядковый счет.
предметы по представлению; сравнивать
Пересечения.
предметы по величине; находить сходства и
различия между предметами.
Обобщить и систематизировать знания детей.
«Разноцветные заборы», Построение заборов для животных в
«Аквариум».
соответствии с их ростом. Связь высоты
Проверочная работа.
забора с ростом животных. Различие заборов
по цвету и размеру.
Чем длиннее полоска, тем длиннее забор.
Обобщить и систематизировать знания детей.
Число 5
Научить писать цифру 5. Обобщить и
14
январь
1
«Длинные и короткие
ленточки для кукол»,
«Поезд».
Состав числа 5.
январь
1
январь
1
«Заборы низкие и
высокие».
Решение задач. Старше,
младше.
«Мастерим стул».
Подборка и запись чисел.
январь
1
«Стулья для семьи».
Короче, длиннее,
одинаковой длины.
январь
январь
1
1
январь
1
Прямоугольник.
«Лесенка
высокая
лесенка низкая».
Ориентация в
пространстве и на
плоскости.
«Лесенка
широкая
лесенка узкая».
Число 6.
январь
1
февраль
1
февраль
1
систематизировать знания детей.
Сравнение длины ленточек способом
наложения и приложения. Каждый ребёнок
строит поезд: присоединяет к паровозу,
начиная с самого длинного (или наоборот: с
короткого).
Познакомить с количественным составом
числа 5 из единиц.
Развивать представления о высоте, о длине,
сравнивать предметы по высоте и длине.
Формирование временных представлений.
Закреплять умение детей сравнивать предметы
по длине, обозначать словами результат
сравнения (равные, одинаковые по длине);
ориентироваться в пространстве (слева,
справа, рядом).
Обобщить и систематизировать знания детей.
Учить сравнивать предметы по величине,
обозначать результат сравнения (выше –
ниже, шире - уже, больше - меньше).
Закрепить понятия «длиннее», «короче»,
«одинаковые по длине».
Закрепить знания о прямоугольнике.
и Развивать представления о высоте, о длине,
сравнивать предметы по высоте и длине.
Закреплять умение ориентироваться в
пространстве и на плоскости.
и Построение лесенок для двух разных людей –
один толстый, а другой худой.
Научить писать цифру 6. Обобщить и
систематизировать знания детей.
«Мосты
через
реку», Развивать представления о ширине и длине.
«Плоты на реке».
Развивать представления о ширине
Состав числа 6.
(«широкий», «узкий») и т.д., сравнивать
предметы по ширине, подбирать плоты по
размеру.
Познакомить с количественным составом
числа 6 из единиц.
«Цвет и число», «Число и Учить детей отбирать полоски нужного цвета
цвет».
и числового обозначения по словесному
Выше, ниже.
указанию взрослого; подвести к выводу, что у
палочки каждого цвета есть свое число.
Закрепить у детей представление о высоте
предметов, развивать логическое мышление,
уметь отвечать на вопросы полным
предложением.
«Путешествие на поезде». Составить из палочек - вагонов поезд от самой
Подборка и запись чисел. короткой до самой длинной. Предлагается
ответить, каким по порядку стоит голубой
вагон?
Вагон какого цвета стоит четвертым? Какого
15
цвета вагон левее желтого?
Обобщить и систематизировать знания детей.
февраль
1
Толще, тоньше.
Одинаковой толщины.
Сравнение двух предметов по размеру:
толстый – тонкий, толще – тоньше. Сравнение
трех-четырех предметов по толщине (толще,
самый толстый, тоньше, самый тонкий).
Выявление одинаковых, равных по толщине
предметов в результате сравнения двух
предметов, трех-четырех предметов.
Учить детей измерять с помощью условной
мерки; находить соответствие цвета с числом;
упражнять в счете, моделировании по
замыслу.
Закрепить знания об овале..
Закреплять умение ориентироваться в
пространстве и на плоскости.
февраль
1
«Кораблик».
Овал.
февраль
1
февраль
1
февраль
1
февраль
1
март
1
март
1
Ориентировка в
пространстве и на
плоскости.
«Как
разговаривают Учить оперировать числовыми значениями
числа».
цветных палочек, познакомит детей со
Число 7.
знаками «>», «<». Учить записывать и читать
записи:
3< 4. 4 > 3.
Научить писать цифру 7. Обобщить и
систематизировать знания детей.
«О чем говорят числа?».
Учить оперировать числовыми значениями
Состав числа 7.
цветных палочек; познакомить детей с
понятиями «больше», «меньше»; продолжать
знакомить детей со знаками «>», «<».
Познакомить с количественным составом
числа 7 из единиц.
«Телевизор».
Учить детей измерять предмет с помощью
Решение задач.
условной мерки; моделировать предметы в
ограниченном пространстве; ориентироваться
в пространстве.
Обобщить и систематизировать знания детей.
«Полосатая салфетка».
Закреплять умение детей составлять узор
Цвета радуги.
согласно словесной инструкции, закреплять
названия геометрических фигур, умение
составлять число 6 из 2 меньших чисел.
«Твой любимый цветок». Учить детей находить в изображаемой
«Угощаем тортом».
конструкции определенное сходство с
Подборка и запись чисел. выбранным цветком (в строении, пропорциях
частей); сравнивать предметы по длине.
Упражнять в счете; умении отсчитывать
меньшее количество из большего.
Учить детей делить целое на равные части;
показывать и называть части: одна вторая,
одна четвертая, две четверти, половина.
Закреплять понятия: «часть меньше целого»,
«целое больше части».Обобщить и
16
март
1
март
1
март
1
март
1
март
1
март
1
апрель
1
апрель
апрель
1
1
апрель
1
апрель
1
систематизировать знания детей.
Дни недели.
Продолжать учить называть дни недели.
Совершенствовать навыки счета в пределах
10ти,умение называть соседей
цифр.
Соотносить цифры с количеством предметов.
«Какие лесенки умеет
Построение лесенки из самых коротких
строить Незнайка».
палочек. Прямой и обратный счет при
спускании и поднимании по лесенке.
Число 8.
Построение своей лесенки.
Научить писать цифру 8. Обобщить и
систематизировать знания детей.
Состав числа 8.
Познакомить с количественным составом
числа 8 из единиц.
«Состав
чисел
из Учить расселять единицы в домики с 2,3,4,5,6
единиц».
этажами и выстраивать из домиков улицу,
число жильцов - единиц соответствует №
Решение задач.
дома.
Ориентировка по плану.
Упражнять детей в правильном определении
пространственного расположения предметов
относительно себя.
«Как еще растут дома из Учить составлять число из 2 меньших чисел.
чисел?».
Обобщить и систематизировать знания детей.
Подборка и запись чисел.
Рисование по клеточкам.
Продолжать работу по развитию ориентации
на листе бумаги в клетку (актуализировать
пространственные представления: вверх, вниз,
вправо, влево.);
«Кто в домике живет?»,
Учить выкладывать палочками разной длины
«Как узнать номера домов каждый этаж дома и выяснять, какая цифра
на новой улице?».
должна находиться на крыше.
Цвет. Изменение цвета.
Развитие восприятия цвета и формы,
познавательной компетенции.
Проверочная работа.
Обобщить и систематизировать знания детей.
«Покажи,
как
растут Построение числовой лесенки из палочек по
числа».
принципу «чем выше ступенька, чем больше
Число 9.
число». Записать числа в порядке возрастания
(1,2.3,4,5…), или убывания (7,6,5,4,3…),
выделить отношения между.
числами 1<2<3< 4 < 5 <6, 7 > 6 >5 >4 >3 >2.
Научить писать цифру 9. Обобщить и
систематизировать знания детей.
«Как белочка и ежик
Игры с моделью числового ряда – числовой
играли числами»,
лесенкой из палочек Кюизенера и
«Сломанная лесенка».
упражняются в образовании в образовании
Состав числа 9.
разных чисел, используя следующие способы:
путем добавления единицы к рядом стоящему
(смежному) числу, путем убавления единицы
от рядом стоящего (смежного) числа.
Познакомить с количественным составом
числа 9 из единиц.
Решение задач.
Обобщить и систематизировать знания детей.
17
апрель
1
«Чет-нечет».
Решение задач.
апрель
1
Подборка и запись чисел.
апрель
1
Дорисовывание.
май
1
Изменение признаков —
размера и формы.
май
1
Число 0.
май
1
Решение числовой
цепочки.
май
1
май
1
май
1
май
1
Исследование исходного
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Решение задач.
Исследование исходного
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Подборка и запись чисел.
Исследование исходного
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Изменение признаков:
размера, формы и цвета.
Исследование исходного
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Число 10. Состав числа
10.
май
1
Исследование исходного
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Решение задач.
Подборка и запись чисел.
Сборка целого из частей.
Построение из палочек лесенок равной
высоты, так, чтобы разница между
ступеньками была одинаковой.
Обобщить и систематизировать знания детей.
Формировать умение записывать и сравнивать
числа. Продолжить работу над образованием
числа. Совершенствовать вычислительные
навыки при решении примеров. Развивать
познавательный интерес ,логическое
мышление, смекалку.
Закрепить умение дорисовывать до знакомых
предметов.
Совершенствовать умение сравнивать
по признакам: цвет, размер, форма; выделять
лишний предмет; продолжать начатый ряд;
вести порядковый счет.
Научить писать цифру 0. Обобщить и
систематизировать знания детей.
Закрепить знания детей об изученных числах и
цифрах; понятие «числовой ряд;
свойства числового ряда.
Исследование уровня развития элементов
логического мышления у детей.
Закрепление пройденного материала.
Исследование уровня развития элементов
логического мышления у детей.
Закрепление пройденного материала.
Исследование уровня развития элементов
логического мышления у детей.
Закрепление пройденного материала.
Исследование уровня развития элементов
логического мышления у детей.
Закрепление пройденного материала.
Научить писать цифру 10. Обобщить и
систематизировать знания детей. Познакомить
с количественным составом числа 10 из
единиц.
Исследование уровня развития элементов
логического мышления у детей.
Закрепление пройденного материала.
ИТОГО: 72
18
2.1.1. Календарно- учебный график
(2-й год обучения) 6-7 лет
Месяц
Кол-во
Тема занятий
занятий
1
Исследование исходного
сентябрь
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Графические задачи.
1
Исследование исходного
сентябрь
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Ориентировка в
пространстве.
1
Исследование исходного
сентябрь
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Геометрические фигуры.
1
Исследование исходного
сентябрь
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Счёт до 11.
1
«Улица разноцветных
сентябрь
палочек» (дом белой,
черной, синей семейки).
Число 11.
сентябрь
1
«Улица разноцветных
палочек» (дом красной,
желтой семейки).
Решение задач.
сентябрь
1
«Выложи по цифрам».
Ромб.
сентябрь
1
«Измерь дорожки
шагами».
Логическая задача.
октябрь
1
«Узнай длину ленты».
Ориентировка в
пространстве.
Задачи
Исследование исходного уровня развития
элементов логического мышления у детей.
Развитие умений ориентироваться на листе
бумаги в клетку.
Исследование исходного уровня развития
элементов логического мышления у детей.
Закреплять умение ориентироваться в
пространстве и на плоскости.
Исследование исходного уровня развития
элементов логического мышления у детей.
Закрепление знаний о геометрических
фигурах.
Исследование исходного уровня развития
элементов логического мышления у детей.
Объединить палочки в одно «семейство»
(класс). Дидактическая ситуация
«Построй дом «белой семейки», «черной
семейки», «синей семейки»».
Познакомить с образованием числа 11,
закрепить счетную единицу – десяток;
умение устанавливать соответствие
между числом и цифрой.
Объединить палочки в одно «семейство»
(класс).
Дидактическая ситуация «Построй дом
«красной семейки», «желтой семейки»».
Обобщить и систематизировать знания детей.
Закреплять умение детей соотносить
число с цветом. Упражнять в счете,
упражнять в измерении.
Закрепить знания о ромбе.
Учить устанавливать логические связи и
закономерности, развивать у детей
зрительный глазомер, учить понимать
поставленную задачу и самостоятельно её
решать, формировать у детей навык
самоконтроля.
Учить понимать количественные отношения,
учить находить связь между длиной
предмета, размером мерки и результатом
измерения, учить устанавливать логические
19
октябрь
1
«Измеряем разными
мерками».
Счёт до 12.
октябрь
1
«Автопортрет».
Число 12.
октябрь
1
Портрет, коврик, автобус
трактор.
Решение задач.
октябрь
октябрь
1
1
Трапеция.
Цветок, бабочка,
троллейбус, грузовая
машина.
Графический диктант.
октябрь
1
октябрь
1
Сравнение групп
предметов.
Птичка, собачка, корабль,
самолет.
Счёт до 13.
ноябрь
1
Число 13.
ноябрь
1
Горка, коврик для кошки,
кран, экскаватор.
Ориентировка во
времени.
ноябрь
1
Параллелограмм.
ноябрь
1
«Три подружки».
Ориентировка во
времени.
ноябрь
1
Палочки можно
складывать.
Сравнение предметов по
признакам.
связи и закономерности.Закреплять умение
ориентироваться в пространстве и на
плоскости.
Учить измерять с помощью двух условных
мерок длину предмета, учить находить
зависимость между измеряемой величиной,
меркой и результатом, устанавливать
логические связи.
Учить счету до 12.
Учить детей создавать образ человека
(ребенка) по представлению; использовать
палочки разной длины в соответствии с
пропорциями частей тела; находить сходство
и различие между предметами.
Научить писать цифру 12.
Учить составлять из палочек различные
картинки. Закрепить умение соотносить цвет и
число и, наоборот, число и цвет.
Обобщить и систематизировать знания детей.
Закрепить знания о трапеции.
Учить составлять из палочек различные
картинки. Закрепить умение соотносить цвет и
число и, наоборот, число и цвет.
Развитие умений ориентироваться на листе
бумаги в клетку.
Формировать умение сравнивать группы
предметов путём составления пар.
Учить составлять из палочек различные
картинки. Закрепить умение соотносить цвет
и число и, наоборот, число и цвет.
Учить счету до 13.
Научить писать цифру 13. Обобщить и
систематизировать знания детей.
Учить составлять из палочек различные
картинки. Закрепить умение соотносить цвет
и число и, наоборот, число и цвет.
Закреплять умение детей ориентироваться во
временном пространстве.
Закрепить знания о параллелограмме.
Закреплять умение сравнивать предметы по
высоте, обозначать словами результат
сравнения (выше – ниже); измерять с
помощью условной мерки; моделировать
предметы по воображению.
Закреплять умение детей ориентироваться во
временном пространстве.
Закрепить название цветов и числовое
обозначение, умение соотносить цвет и число,
пользоваться арифметическими знаками,
учить находить палочки в сумме равные двум
данным.
Учить сравнивать предметы по различным
20
признакам.
ноябрь
1
Ориентировка по плану.
ноябрь
1
«Лестница».
Сравнение предметов по
площади.
ноябрь
1
«Выставка цветов».
Проверочная работа.
декабрь
1
«Лес».
Счёт до 14.
декабрь
1
«Строим ворота».
Число 14.
декабрь
1
Палочки можно вычитать.
Порядковый счет.
декабрь
1
Многоугольник.
декабрь
1
«Кто старше».
Счёт до 15.
декабрь
1
«Хвойный бор».
Число 15.
Формировать умение ориентироваться на
ограниченной поверхности (лист бумаги,
учебная доска).
Закреплять умение детей сравнивать
предметы по высоте, длине, ширине;
обозначать результат сравнения словами
(длиннее, шире, выше, равные по длине,
ширине, высоте). Упражнять в счете.
Учить детей моделировать цветок по
рисунку; сравнивать предметы по величине,
соотносить их с изображением; находить
сходство и различия в изображаемых
предметах.
Обобщить и систематизировать знания детей.
Упражнять детей в конструировании
деревьев разных пород из палочек; сравнении
предметов по высоте с помощью условной
мерки. Закреплять умение ориентироваться в
пространстве, пользоваться словами: дальше,
ближе, выше, ниже, слева, справа.
Учить счету до 14.
Закреплять знания о цветовом и числовом
значении палочек; упражнять в сравнении
предметов по ширине и высоте, в
обозначении словами результата сравнения
(шире – уже, выше – ниже, равные по
высоте); в ориентировке в пространстве; в
умении пользоваться словами: «внутри»,
«снаружи». Закреплять умение увеличивать
и уменьшать число на один.
Научить писать цифру 14.
Учить ориентироваться в пространстве
(понятия «налево», «направо»), развивать
количественные представления, учить
находить разность чисел.
Познакомить с понятием многоугольник».
Упражнять в порядковом счете до 14.
Закрепить знание геометрических фигур.
Развивать внимание, логическое мышление,
глазомер.
Воспитывать любовь к математике.
Формировать представления о возрасте.
Развивать умение находить соответствие
цвета с числовым значением палочек и
цифрой; сравнивать предметы по величине.
Учить счету до 15.
Учить детей видеть форму в предметах,
воспроизводить сходство с реальными
предметами (строение, пропорции,
21
декабрь
1
декабрь
1
январь
1
январь
1
январь
1
январь
1
январь
1
январь
1
январь
1
январь
1
февраль
1
соотношение частей), развитие воображения.
Научить писать цифру 15. Обобщить и
систематизировать знания детей.
Цифры.
Учить составлять цифры из палочек по
образцу в пределах одного десятка. Считать
Решение задач.
в прямом и обратном порядке, затем от
любого заданного числа.
Обобщить и систематизировать знания
детей.
«Лягушонок».
Учить детей составлять целое из отдельных
Логические задачи.
предметов, работать по словесной инструкции,
сравнивать предметы по разным признакам.
Развивать пространственную ориентировку.
Буквы 1.
Учить составлять буквы из палочек по
образцу. Закреплять умение соотносить цвет и
Сравнение предметов по
число и, наоборот, число и цвет.
признакам.
Учить сравнивать предметы по различным
признакам.
Точка. Прямая линия.
Формирование представлений о
геометрических фигурах: точка, линия, прямая
и кривая линии.
Буквы 2.
Учить составлять буквы из палочек по
Счёт до 16.
образцу. Закреплять умение соотносить цвет и
число и, наоборот, число и цвет.
Учить счету до 16.
Число 16.
Научить писать цифру 16. Обобщить и
систематизировать знания детей.
«Ходим по лестнице».
Учить детей сравнивать предметы по высоте,
Решение задач.
обозначать словами результат сравнения
(выше – ниже); составлять число из единиц в
пределах 5; различать порядковый и
количественный счет; отвечать на вопросы:
«Сколько? Которая по счету?».
Обобщить и систематизировать знания детей.
«Мы с Тамарой ходим
Упражнять детей в счете двойками. Учить
парой».
находить сходство и различия между
Кривая, ломаная
предметами, осмысленно использовать
(незамкнутая, замкнутая)
математическое понятие «пара».
линии.
Учить различать замкнутые и незамкнутые
линии;
учить с помощью замкнутых линий, строить
геометрическую фигуру: круг.
Слова.
Учить составлять слова из палочек.
Ориентировка во времени. Закреплять умение детей ориентироваться во
временном пространстве.
«Скорый поезд».
Упражнять детей в сравнении предметов по
Проверочная работа.
длине, называть словами результат сравнения,
упражнять в счете в пределах заданного числа.
Обобщить и систематизировать знания детей.
«Ваза цветов».
Учить детей придумывать дизайн ваз для
Счёт до 17.
цветов разной величины; соотносить размер
вазы с воображаемым цветком. Развивать его
воображение.
22
февраль
1
«Пересаживаем
комнатные цветы».
Число 17.
февраль
1
«Взрослые и дети».
Логические задачи.
февраль
1
«Часы».
Луч. Отрезок.
февраль
1
Расколдуй сказку.
Сравнение групп
предметов.
февраль
1
Выложи из палочек (елка,
сосна, скворечник).
Угол.
февраль
1
февраль
1
март
1
Выложи из палочек
(человек, дружок, заяц,
медведь).
Выложи из палочек
(лодка, подводная лодка,
лодка с флажком, ракета).
Счёт до 18.
Число 18.
март
1
Деление целого на части.
март
1
Порядковый счёт.
март
1
Умножение.
март
1
март
1
Ориентировка в
пространстве.
Выкладываем сказки
Царевна – лебедь, Царь
Гвидон, дворец.
март
1
март
1
Учить счету до 17.
Учить детей моделировать по словесной
инструкции; соотносить величину предметов;
ориентироваться на плоскости.
Научить писать цифру 17. Обобщить и
систематизировать знания детей.
Конкретизировать представления детей об
обобщенном образе человека (мужчина,
женщина, девочка, мальчик, бабушка,
дедушка) в модельной конструкции. Развивать
умение оперировать признаками предмета;
сравнивать изображенных людей по полу и
возрасту.
Развивать умение детей моделировать часы;
определять время по часам. Закрепить знания
о луче и отрезке.
Учить составлять из палочек по образцу
картинку и отгадать сказочного персонажа, и
из какой он сказки.
Формировать умение сравнивать группы
предметов путём составления пар.
Учить составлять из палочек различные
картинки. Закрепить умение соотносить цвет и
число и, наоборот, число и цвет.
Познакомить детей с представлениями
различных видов углов – остром, прямом,
тупом.
Учить составлять из палочек различные
картинки. Закрепить умение соотносить цвет и
число и, наоборот, число и цвет.
Учить составлять из палочек различные
картинки. Закрепить умение соотносить цвет и
число и, наоборот, число и цвет.
Учить счету до 18.
Научить писать цифру 18. Обобщить и
систематизировать знания детей.
Развивать количественные представления
детей. Учить делить числа.
Формировать у детей навыки порядкового
счета в пределах 18.
Учить детей умножать числа.
Закреплять умение ориентироваться в
пространстве и на плоскости.
Дети выбирают нужные им палочки и
выкладывают картинку из сказки.
Рассказывают, из палочек какого цвета
состоит их поделка.
Выкладываем сказки
Дети выбирают нужные им палочки и
Емеля и щука.
выкладывают картинку из сказки.
Рассказывают, из палочек какого цвета
состоит их поделка
Выкладываем сказки Иван Дети выбирают нужные им палочки и
23
царевич и Елена
прекрасная.
апрель
1
Сказочный город 1.
апрель
1
Сказочный город 2.
апрель
1
Цветовая
последовательность.
Длина отрезка. Единица
измерения — сантиметр.
апрель
1
Детская железная дорога.
Измерение длин сторон
фигур.
апрель
1
Отгадываем кроссворды.
апрель
1
Сделаем сами.
Счёт до 19.
апрель
1
Число 19
апрель
май
1
1
Решение задач.
Геометрические тела.
Шар. Куб.
май
1
Масса предмета. Единица
измерения — килограмм.
май
1
Конус. Пирамида.
Призма. Цилиндр.
Параллелепипед.
май
май
1
1
Счёт до 20.
Исследование исходного
уровня развития
выкладывают картинку из сказки.
Рассказывают, из палочек какого цвета
состоит их поделка
Дети составляют из палочек различные
постройки для сказочного города, выбирают
нужные им палочки и рассказывают, из
палочек какого цвета состоит их поделка, и
какому числу соответствует.
Дети составляют из палочек различные
постройки для сказочного города, выбирают
нужные им палочки и рассказывают, из
палочек какого цвета состоит их поделка, и
какому числу соответствует.
Учить решать логические задачи на основе
зрительно воспринимаемой информации,
учить понимать предложенную задачу.
Познакомить детей с основной
единицей измерения длины - сантиметром.
Учить решать логические задачи на основе
зрительно воспринимаемой информации,
понимать условие предложенной задачи и
выполнять её самостоятельно.
Учить отгадывают цифровой кроссворд для
закрепления умения соотносить цвет и число
и, наоборот, число и цвет.
Учить выкладывают с помощью палочек
Кюизенера различные картинки на листе в
клеточку (на свое усмотрение). Рассказать, из
палочек какого цвета состоит их поделка, и
какому числу соответствует каждая палочка.
Учить счету до 19.
Научить писать цифру 19. Обобщить и
систематизировать знания детей.
Обобщить и систематизировать знания детей.
Формирование представлений детей об
объёмных телах в процессе поисковой
деятельности. Упражнять в умении называть
знакомые геометрические фигуры: шар, куб,
цилиндр.
Познакомить детей с измерительным
прибором-весами, с историей возникновения
весов, видами: чашечные, напольные,
аптекарские, безмен.
Формирование представлений детей об
объёмных телах в процессе поисковой
деятельности; формировать представления
детей об отличиях конуса и пирамиды, и о
составных элементах этих тел; учить видеть и
х в окружающих предметах.
Учить счету до 20.
Закрепление пройденного материала
Научить писать цифру 20. Обобщить и
24
май
1
май
1
май
1
элементов логического
мышления у детей.
Число 20.
Исследование исходного
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Уравнивание множеств.
Исследование исходного
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Объём жидкости.
Единица измерения —
литр.
Исследование исходного
уровня развития
элементов логического
мышления у детей.
Повторение изученного.
систематизировать знания детей.
Закрепление пройденного материала
Развивать мыслительные операции у
детей (сравнение, обобщение,
умозаключение) в процессе сравнения между
собой двух множеств.
Закрепление пройденного материала
Познакомить детей с понятиями литр, поллитра; упражнять детей в измерении
жидкости.
Исследование уровня развития элементов
логического мышления у детей.
Закрепление пройденного материала.
ИТОГО: 72
2.2
Условия реализации Программы
1. Научно – технические средства:
Программа дополнительного образования детей «Занимательная математика»;
Учебно-методическое пособие (комплект рабочих тетрадей для детей в двух
частях К. В. Шевелев Готовимся к школе.
2. Материально – техническое обеспечение:
Набор плоскостных и объемных фигур;
Цветные счетные палочки Кюизенера;
Счетные палочки;
Логические блоки Дьенеша;
Математические пазлы;
Набор с цифрами от 0 до 20;
Счетная и ученическая линейка;
Чудесный мешочек;
Обучающие настольно-печатные игры по познавательному развитию;
Магнитная доска, мольберт.
2.3 Формы педагогической диагностики
Диагностика детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае).
В проведении диагностики участвует педагог. Основная задача диагностики заключается в
том, чтобы определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного
процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Диагностика образовательного процесса осуществляется через отслеживание
результатов освоения Программы.
С помощью средств диагностики образовательного процесса можно оценить степень
продвижения дошкольника в Программе.
Результаты диагностики отражаются в Листе оценки результатов освоения
Программы.
Система диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных
результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей
25
Формами подведения итогов реализации данной Программы являются: оценка
результативности программы проводится 2раза в год на основе «Диагностики уровня
усвоения программы», начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления
уровня развития ребёнка.
В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась
десятибалльная система.
8-10 баллов - высокий уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен.
Принимает на себя ведущую роль в играх. Самостоятельно и вариативно придумывает
игровые упражнения с палочками Кюизенера развивающей направленности и вовлекает в
них детей. Проявляет творчество.
4-7 баллов - средний уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен.
Принимает на себя ведущую роль в играх. Недостаточно самостоятелен, требуются советы,
указания, подключение взрослого к процессу. Повторяет известные способы составления
игровых упражнений.
1-3 балла - низкий уровень – ребёнок не сразу приступает к деятельности. Не принимает на
себя ведущую роль в играх. Низкая самостоятельность, необходима прямая помощь
взрослого. Творчество не проявляет.
26
2.4 Оценочные материалы
5-6 лет (1-й год обучения)
№ п/п
ФИО ребенка
Составляет из
палочек
различные
картинки.
Умеет
соотносить
цвет и число
и, наоборот,
число и цвет.
Устанавливать
пространственн
ые отношения
(лево-право, на,
под, за, перед, в
центре);
называет части
суток, дни
недели, времена
года;
Умеет
составлять
геометрическ
ие фигуры из
палочек;
знает
названия
геометрическ
их фигур
(треугольник,
ромб,
прямоугольни
к, трапеция,
четырехуголь
ник);
различает
количественный и
порядковый
счет,
правильно
отвечает на
вопросы:
сколько,
который по
счету?
Считает в
пределах 10 в
прямом и
обратном
порядке;
устанавливать
отношения
(больше,
меньше,
столько же) в
группах не
менее 10
предметов
Знает
цифры от 1 10;
знает способ
образования
числового
ряда 1-10
Умеет
измерять длину
предметов
непосредствен
но и с
помощью
мерки,
располагать
пред-меты в
порядке
увеличения и в
порядке их
уменьшения
длины,
ширины,
высоты.
Умеет
сравнивать
предметы и
использовать в
речи результаты
сравнения,
признаки
сходства и
различия по
цвету, форме и
размеру;
словами
выражать
местонахождени
е предмета и
ориентироваться
на листе бумаги.
Итоговый
показатель
по каждому
ребенку
(среднее
значение)…
1
2
3
Итоговый показатель
по группе (среднее
значение)
27
6-7 лет 2-й год обучения)
№
п/п
ФИО ребенка
Составляет из
палочек
различные
картинки.
Умеет
соотносить
цвет и число
и, наоборот,
число и цвет.
Составляет
цифры из
палочек по
образцу в
пределах
одного
десятка.
Считает в
прямом и
обратном
порядке,
затем от
любого
заданного
числа.
Умеет составлять
геометрические
фигуры из
палочек; знает
названия
геометрических
фигур
(треугольник,
ромб, квадрат,
прямоугольник,
трапеция,
четырехугольник)
.
Сравнивает
предметы по
длине,
называет
словами
результат
сравнения,
считает в
пределах
заданного
числа.
Различает
порядковый и
количественн
ый счет;
отвечает на
вопросы:
«Сколько?
Которая по
счету?»
Знает цифры от
1 -20; считает
в пределах 20 в
прямом и
обратном
порядке.
Сравнивает
предметы по
высоте,
обозначает
словами
результат
сравнения (выше
– ниже);
составляет число
из единиц в
пределах 5.
Итоговый
показатель
по каждому
ребенку
(среднее
значение)…
1
2
3
Итоговый показатель
по группе (среднее
значение)
28
2.5 Методическое обеспечение Программы
1. Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» под редакцией Е. Н.
Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 –
7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.
2.Цветные счётные палочки Кюизенера.
3. Плоскостной вариант палочек Кюизенера.
4.Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
5. Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
6.Цветные схемы-карточки.
7.Учебно-методическое пособие (комплект рабочих тетрадей для детей в двух частях
К. В. Шевелев Готовимся к школе.
2.6 Список литературы:
1.
Е. Бортникова «Чудо – обучай-ка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6
лет).
2.
Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и упражнения по
обучению математике для детей 3-5 лет).
3.
В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет).
4.
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат).
5.
Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце сидели» (палочки Кюизенера)
29