Содержание
1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1
3.2
3.3
Введение
Целевой раздел
Пояснительная записка
Практическое обоснование Программы
Цель и задачи Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Планируемые результаты освоения Программы
Содержательный раздел
Первый год обучения (5-6 лет)
Второй год обучения (6-7 лет)
Календарно-тематическое планирование (5-6 лет)
Календарно-тематическое планирование (6-7 лет)
Организационный раздел
Учебный план (первый год обучения (5-6 лет)
Учебный план (второй года обучения (6-7лет)
Материально-техническое обеспечение Программы
Список литературы
3
4
4
7
8
10
10
10
11
11
15
23
23
23
23
24
2
ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждого ребёнка непременно наступает время выбора своего вида спорта.
Предлагаем вам ШАХМАТЫ – прекрасный и волшебный мир!
Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт.
Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир
каналами связи, с утра до ночи льющимися поток разнообразных знаний в детские умы.
Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка.
Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний,
но и умением владеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами
мышления. Игра является неотъемлемой формой деятельности ребёнка-дошкольника, это
средство самовыражения и моделирования социальных отношений.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное
средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы
искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку,
чем он тратит на неё. Шахматы - одна из самых справедливых игр потому, что итог игры
зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же
такое шахматы - спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на
результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже
искусство, ибо, как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет.
Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором
для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать
королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где
угодно.
В работе воспитателей дополнительного образования на передний план выходит
необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать
образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к
знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом
спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются
психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое
наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать
врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности.
Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности.
Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований
во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется
максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.
Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются
два войска - белые и чёрные. В этом войске есть главный - король. Его помощники - ферзь
(учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладья - башня, слоны, кони и маленькие пешки,
которые в
Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным
войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат
игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться
к получению знаний. Сначала изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры,
решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных
шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет
предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы,
и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности «Шахматное королевство» (далее – Программа) направлена на
развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам
3
шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических
процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и
творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость,
целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна
дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая
и творческая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий,
создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Срок реализации Программы – два года (сентябрь-маавгуст).
Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет в объеме: 96
занятия в год, (перерыв между занятиями не менее 10 минут) согласно СанПиН 2.4.1.304913 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа реализуется во второй половине дня через подгрупповую форму работы
2 раза в неделю.
Программа разработана в соответствии с законодательными нормативными
документами:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"
- СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных
организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая
2013 г. № 26), Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
- Устав МАДОУ детский сад № 153.
- Положение об организации платных образовательных услуг.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Практическое обоснование Программы
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и
информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность
быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и
делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и
системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению
уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение
задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать
выводы.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее
признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий
в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала
девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного
4
возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для
международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного
пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно
судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций,
занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных
олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной
шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация
ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и
20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной
шахматной федерации К. Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие
детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».
В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам чемпионата
мира-2004г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и
дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать
поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам
нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех
можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий
подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во
многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с
различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому
ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с
ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность,
уверенность, работоспособность.
Актуальность Программы
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия,
но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат
в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в
шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению
логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость,
целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца,
не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей
позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра
дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат,
лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования
совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в
педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем
возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет
их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети,
проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и
соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством
воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные
дарования.
Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на
сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет
обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы,
5
позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на
развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Практическая значимость Программы
Сегодня шахматы – популярный и эффективный способ развития интеллекта
ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой. Доказано что
занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и
воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность,
целеустремленность, объективность, что является некоторыми признаками готовности к
школьному обучению. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее,
озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичней. Шахматы учат быть предельно
внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей,
способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не
случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что она направлена
на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в
активных формах познавательной деятельности.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению
логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность,
вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю,
выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение
быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут
вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое
поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую
мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению
личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей.
Программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных
теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих
учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают
выводы, выясняют закономерности.
Вид программы: модифицированная программа. В основу настоящей программы
легла программа М.Г. Смоляковой «Разноцветный мир»
Новизна и отличительная особенность Программы
Программа составлена на основе программы "Шахматы, первый год" И. Г.Сухина,
который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.
В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с
ограниченным количеством фигур;
6
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура
против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Программа для детей старшего дошкольного возраста направлена на
интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических
процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен.
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная
игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания
игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников
с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных
фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных
правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром
шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо
поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко
используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и
викторины, которые будут интересны дошкольникам.
1.2 . Цель и задачи Программы.
Цель Программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры,
воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим
ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития
старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в
шахматы.
Задачи Программы:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска,
шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная
нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных
фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы,
время, отведенное на партию, т. д.)
- Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во
время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий,
а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
- Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения
шахматной партии
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой
практики за шахматной доской;
- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству
7
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
Воспитательные
-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в
своих силах, самостоятельность в принятии решений;
- Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными
пособиями, раздаточными материалами, играми, (головоломки, кроссворды, ребусы,
шахматное лото, викторины и др).
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала
- Принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих,
воспитывающих
- Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
- Принцип наглядности
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим
темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается
его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор
и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения,
овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом
методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение
непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой
деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы.
Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
8
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними
учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой
деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за
воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность
игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль
этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников –
представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует
основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное
запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на
доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего
формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое
их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Дидактические игры и задания;
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
3. Практическая игра;
4. Теоретические занятия, шахматные игры;
5. Шахматные турниры.
Структура занятий:
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование
дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем
изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на интерактивной доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Отличительные особенности Программы
Особенностью Программы является ее индивидуальный подход к обучению
ребенка. Индивидуальный подход заложен в Программу. Он имеет два главных аспекта.
Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом
с учётом личностных особенностей.
Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в
процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, с
включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
В Программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ребёнок, но
и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе
деятельности самого ребёнка, который оказывается субъектом, конструктором своего
образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Обучающийся с
помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует
цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения
результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
9
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по
правила
шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную
прочность знаний и умение применять их на практике.
К концу первого года обучения дети должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и
взятия каждой фигуры.
К концу первого года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи.
- правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;
- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Первый год обучения
Цель занятий: обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
1. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий.
2. Учить обыгрыванию простейших комбинаций.
3. Активизировать мыслительную деятельность. Развивать внимание, память.
4. Выработать уверенность в своих силах, выдержку.
Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению игре
в шахматы. Первый год обучения:
- Развитие высших психических функций внимания, способности действовать в уме,
- Логического мышления, целостности восприятия.
- Развитие умения ориентироваться на плоскости.
- Обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой.
10
- Основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая
фигура и т. д.).
- Формирование умения классифицировать, сравнивать и обобщать и развивать
пространственное мышление.
- Формирование пространственных представлений: между, за, перед, посередине, раньше,
позже и т.п.
- Овладение начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и
срисовывание по клеткам;
- Рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного
расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.п.).
- Выработка у ребенка волевых качеств.
- Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности, логического
мышления.
- Развитие физической выносливости, физического здоровья.
2.2. Второй год обучения
Цель занятий:
- формировать представления о шахматах как об игре;
- познакомить с историей шахматных турниров, королями шахматного мира.
- использовать знание в шахматных турнирах, викторинах и КВН;
Задачи:
1. Создать условия для развития самостоятельной игровой деятельности.
2. Отрабатывать умения самостоятельно расставлять фигуры на шахматной доске.
3. Учить самостоятельно, выполнять игровые шахматные ходы. Разыгрывать короткие
шахматные партии с частью фигур.
4. Использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной игре с полным
набором шахматных фигур.
Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению игре в
шахматы. Второй год обучения:
- Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;
- Основы тактики и стратегии шахмат;
- Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)
-Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.
- Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;
-Строить и реализовывать свои стратегические планы;
-Осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперника.
2.3. Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения (5-6 лет)
Месяц
№ занятия
Тема занятия
1
«В стране шахматных
чудес»
2-6
«Шахматная доска»
Сентябрь
Задачи
Вызвать
заинтересованность
детей к игре в
шахматы
Знакомство с
шахматной доской.
Белые и чёрные поля.
Расположение доски
между партнерами.
Методические
приёмы
Чтение сказки,
беседа.
Чтение и
инсценировка
дидактической
сказки
«Удивительные
11
Ко-во горизонталей и
вертикалей на доске.
Диагональ. Отличие
диагонали от
горизонтали и
вертикали. Кол-во
полей. Форма центра.
7-8
9-10
Октябрь
11-12
13-14
15-16
17-18
Ноябрь
19-20
21-22
23-24
25-26
Декабрь
27-28
«Героическая пешечка.
Ни шагу назад!
(Пешка)»
«Шахматная шкатулка»
приключения
шахматной
доски»
Дидактические
задания и игры
«Горизонталь»,
«Вертикаль»,
«Диагональ»
Игры, вопросы
воспитателя,
беседа.
Приветствие,
игра, эстафета.
Ввести понятие о
значении пешки на
шахматной доске.
Закрепить знания
детей о действиях
пешек и их
взаимодействии в игре.
«Маленькое войско»
Закрепить знания
Игровые
детей о действиях
упражнения
пешек и ладей и их
взаимодействии в игре
«Вежливые слоны»
Ввести понятие о
Игровые
значении и действиях упражнения,
слонов в игре
беседа.
«Тяжелые и легкие
Закрепить знания о
Игровые
фигуры»
взаимодействии
упражнения,
изученных фигур.
беседа.
«Могучая фигура
Ввести понятия о
Игра,
(Ферзь)»
ферзе.
практическая
работа, рассказ
воспитателя,
вопросы.
«Надежный товарищ» Закрепить знания
Игра,
детей о
упражнения.
взаимодействии ферзя
с другими фигурами.
«Прыг, скок и вбок»
Ввести понятие о
Игровые
значении и действиях упражнения,
коней в игре.
чтение сказки,
беседа.
«Поход на три поля»
Закрепить знания об Игровые
особенностях коня и упражнения,
его взаимодействии с Практическая
другими фигурами и работа в парах,
пешками. Развивать вопросы
логическое мышление. воспитателя.
«И король жаждет боя» Познакомить детей с Игровые
главной шахматной
упражнения,
фигурой-король.
эстафета, чтение
сказки.
«Шах и мат»
Закрепить знания
Игровые
детей о
упражнения,
взаимодействии
12
29-30
31-32
33-34
Январь
35-36
37-38
39-40
41-42
Февраль
43-44
45-46
47-48
49-50
Март
короля с другими
фигурами и пешками.
Познакомить детей с
правилами рокировки.
эстафета, чтение
сказки, беседа
«Как ладья похудела»
Игровые
упражнения,
эстафета, чтение
сказки, беседа.
«Короткая или длинная Закрепить знания
Игра, чтение
?»
детей об особенностях сказки,
проведения рокировки. практическая
работа.
«Ответь, как в сказке, Закрепление
Игра, эстафета,
сам, без подсказки.
полученных знаний. шахматная
(шахматная викторина).»
викторина.
«В гостях хорошо, а
Закрепить знания
Игра, чтение
дома лучше.»
детей об особенностях сказки,
поведения коня на
упражнение,
шахматной доске.
шахматные
партии.
«Здоровые телом Ввести понятие о
Игра, чтение
сильные духом!»
прямой зависимости сказки,
теоретической
шахматные
шахматной подготовки партии.
от физкультуры и
спорта.
«Шахматная эстафета» Закрепление
Игра, эстафета,
полученных знаний. загадки.
«Реши этюд, отгадай
Научить детей
Игры,
задачу»
рационально
практические
распоряжаться
упражнения.
небольшими
шахматными силами,
сохранившимися на
доске.
«Волшебный квадрат» Ввести понятие об
Игры, чтение
элементарных
сказки,
комбинациях.
практические
упражнения.
«Кто бы не начинал - Развивать
Игры,
ничья: я уничтожаю
наблюдательность,
практические
пешку»
память, умение
упражнения.
анализировать
позицию на
шахматной доске.
«Квадрат пешки»
Развивать
Игры,
наблюдательность,
практические
память, умение решать упражнения.
шахматные задачи.
«Правило квадрата»
Развивать
Игра, эстафета,
наблюдательность,
объяснение.
память, умение решать
шахматные задачи.
13
51-52
«Без поддержки
короля»
53-54
«Ответь как в сказке,
сам, без подсказки
(шахматная викторина).»
«Волшебный мир
Развивать
Загадки, решение
королевства»
наблюдательность,
задач, игры в
память, умение решать парах
шахматные задачи.
«Ответь как в сказке,
Закрепление
Игра, шахматная
сам, без подсказки
полученных знаний. викторина
(шахматная викторина).»
«И снова в гости»
Закрепление
Игра,
полученных знаний. рассказывание
сказки, шахматная
физкультура,
игры в парах.
«Шахматная эстафета» Закрепление
Игра, вопросы
полученных знаний. воспитателя.
«Ответь как в сказке,
Закрепление
Игры, эстафета,
сам, без подсказки
полученных знаний. викторина.
(шахматная викторина).»
«Шахматные чудеса» Развивать
Игры, задачки –
наблюдательность,
шутки.
память, умение решать
шахматные задачи.
«Шахматная шкатулка» Закрепление
Шахматная
полученных знаний. физкультура,
вопросы, игры в
парах.
«Шахматная эстафета» Закрепление
Чтение стихов,
полученных знаний. викторина, игры в
парах.
«Шахматный праздник» Закрепление
Чтение стихов,
полученных знаний
викторина, игры в
парах.
Шахматная беседка
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и
художественной
мышление, закреплять литературы,
полученные знания. Практические
упражнения
Линии
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и
художественной
мышление, закреплять литературы,
полученные знания. Практические
упражнения
Чудесные фигуры
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и
художественной
литературы,
55-56
57-58
Апрель
59-60
61-62
63-64
65-66
Май
67-68
69-70
71-72
Июнь
73-74
75-76
77-78
Развивать
Загадка, игра.
наблюдательность,
память, умение решать
шахматные задачи.
Закрепление
Игры, шахматная
полученных знаний. викторина.
14
Июль
Август
мышление, закреплять
полученные знания.
Развивать память,
внимание, логику и
мышление, закреплять
полученные знания.
79-80
Ворота Каисии
80-81
Я-Ладья
Развивать память,
внимание, логику и
мышление, закреплять
полученные знания.
82-83
Этот слон совсем на
слона не похож
Развивать память,
внимание, логику и
мышление, закреплять
полученные знания.
84-85
В гостях у Ферзя
Развивать память,
внимание, логику и
мышление, закреплять
полученные знания.
86-87
Кони черные и белые
Развивать память,
внимание, логику и
мышление, закреплять
полученные знания.
88-89
Детский сад «Чудесная Развивать память,
пешка»
внимание, логику и
мышление, закреплять
полученные знания.
90-92
Куда идет король?
Ковер-самолет
Развивать память,
внимание, логику и
мышление, закреплять
полученные знания.
93-94
Мат и пат
Развивать память,
внимание, логику и
мышление, закреплять
полученные знания.
95-96
До свидания,
Шахматная страна
Развивать память,
внимание, логику и
мышление, закреплять
полученные знания
Практические
упражнения
Чтение
художественной
литературы,
Практические
упражнения
Чтение
художественной
литературы,
Практические
упражнения
Чтение
художественной
литературы,
Практические
упражнения
Чтение
художественной
литературы,
Практические
упражнения
Чтение
художественной
литературы,
Практические
упражнения
Чтение
художественной
литературы,
Практические
упражнения
Чтение
художественной
литературы,
Практические
упражнения
Чтение
художественной
литературы,
Практические
упражнения
Чтение
художественной
литературы,
Практические
упражнения
2.4. Календарно-тематическое планирование
Второй год обучения (6-7 лет)
15
Месяц № занятия
1-2
Сентябрь
3-4
5-6
7-8
9-10
Октябрь
11-12
Тема занятия
Задачи
Методические
приёмы
«Повторение
Повторение понятий: . Игра,
пройденного материала» поля, горизонталь,
рассказывание
вертикаль, диагональ, сказки, шахматная
центр.
физкультура, игры
в парах.
«Повторение
Повторение ходов
Игра,
пройденного материала» шахматных фигур,
рассказывание
начальное положение сказки, шахматная
физкультура, игры
в парах.
«Краткая история
Познакомить с
Чтение легенд про
шахмат»
происхождением
шахматы,
шахмат и чемпионами рассказывание про
мира по шахматам.
чемпионов
«Шах»
Формировать
Шах ферзем,
представление о
ладьей, слоном,
позиции «шах»
конем, пешкой.
Развивать способность Защита от шаха.
думать, мыслить,
Дидактические
рассуждать и
задания «Шах или
анализировать.
не шах», «Дай
Активизировать
шах», «Пять
словарь.
шахов», «Защита
от шаха».
«Двойной шах с
продолжать учить
Открытый шах.
выигрышем фигуры,
играть всеми
Двойной шах.
лучший шах»
фигурами из
Дидактические
начального
задания «Дай
положения учить
открытый шах»,
сравнивать фигуры, «Дай двойной
показывать их
шах».
различие и сходства; Дидактическая
развивать
игра. «Первый
произвольное
шах» - проведение
внимание, логическое игры всеми
мышление, тонкую
фигурами из
моторику.
начального
положения.
«Мат»
Формирование
Чтение сказки «До
представлений о том, свидания,
что мат - цель игры Шахматная
упражнение в
страна»
определении
Объяснение
шахматных ситуаций. нового материала:
мат ферзем,
ладьей, слоном,
конем, пешкой.
Дидактическое
задание «Мат или
не мат».
16
13-14
«Мат в один ход»
15-16
«Что такое связка»
17-18
«Ничья»
19-20
«Рокировка»
21-22
«Непобедимый»
23-24
«Волшебный мир
комбинаций»
Ноябрь
Закрепить
Мат в один ход:
представления детей о сложные примеры
позиции «мат»
с большим числом
Развивать быстроту шахматных фигур.
реакции. Воспитывать Дидактическое
организованность
задание «Дай мат
в один ход».
Закрепление знаний и Закрепление хода
умений полученных слоном. Понятие
ранее; Формирование «связка» решение
понятия «Связка»
шахматных задач
и этюдов Д/и
«Расставь на
доске», «Пройди и
назови поле»
Формирование
Чтение сказки
представлений о
«Мат и пат»,
положении «пат» ,
Рассказ о
выделение отличий позициях «мат» и
пата от мата.
«пат» Вариантах
ничьей. Примеры
на пат.
Дидактическое
задание
«Пропавшая
фигура»
знакомство с
Длинная и
понятием
короткая
«Рокировка» Зачем
рокировка.
нужна рокировка. Как Правила
делается рокировка. рокировки.
Развитие творческое Дидактическое
мышление,
задание
логического
«Рокировка».
мышления
Формирование
Слушание сказки
представлений о
«Непобедимый»,
важности первых
беседа по
ходов, этикете
содержанию,
шахматной игры,
решение
совершенствование шахматных задач,
умения доказывать
д/и «Узнай и
правильность своего назови»
решения, развитие
интеллектуальных
способностей.
Формирование
Логическая
первичных
минутка;
представлений о том, Слушание
что должен знать
шахматной сказки
игрок, чтобы уверенно «Волшебный мир
разбираться в партии комбинаций»,
17
чувствовать себя
спокойно во время
игры
25-26
Декабрь
27-28
29-30
31-32
беседа по
содержанию;
решение
шахматных задач;
«Реши этюд, отгадай
Упражнение в
Логическая
задачу –сыщешь удачу» решении шахматных минутка;
этюдов
слушание
«Волшебной
истории» Решение
шахматных
этюдов
«Итальянская партия» Закрепление
Разыгрывания
представлений и
дебюта на примере
рекомендации о
«Итальянской
принципах
партии» с
разыгрывания дебюта пояснениями о
и важности первых
том, как лучше
ходов
начинать
шахматную
партию).
Дидактическая
игра «Два хода»
«Сицилианская защита» Формирование
Рассказ педагога о
представлений о
принципах
принципах
разыгрывания
разыгрывания дебюта; дебюта на примере
и важности первых
«Сицилианской
ходов Закрепление
защиты» с
Знаний правил
пояснениями о
ведения шахматной том, как лучше
партии
начинать
шахматную
партию).
Дидактическая
игра «Два хода»
«Принятый ферзевый
Закрепление
Показ педагогом
гамбит»
представлений и
разыгрывания
рекомендации о
дебюта
принципах
«Принятый
разыгрывания дебюта. ферзевый гамбит»
Игра всеми
фигурами из
начального
положения без
пояснений о том,
как лучше
начинать
шахматную
партию).
Дидактическая
игра «Два хода»
18
33-34
«Подготовка к
интеллектуальному
турниру»
35-36
«Интеллектуальный
турнир»
37-38
«Короткие партии»
39-40
«Здоровые телом –
сильные духом»
41-42
«В гостях хорошо, а
дома лучше»
43-44
«Великие
гроссмейстеры»
Январь
Февраль
Развитие
Мини-конкурс «Её
познавательной
величество
активности,
Загадка»,
воображения,
Обучение
сообразительности, отгадыванию
быстроты реакции,
ребусов; Решение
посредством игровых словесных
развивающих заданий, логических задач.
Жеребьевка
продумывание
заданий
Развитие
Выполнение
познавательной
игровых заданий
активности,
воображения,
сообразительности,
быстроты реакции,
посредством игровых
развивающих заданий.
Закрепление знаний о Логическая
принципах
минутка;
разыгрывания дебюта. Демонстрация
Игра всеми фигурами коротких партий.
из начального
Игра всеми
положения.
фигурами из
начального
положения.
Партии 1 – 2
Пропаганда здорового Слушание сказки
образа жизни,
«Здоровые телом –
Воспитание культуры сильные духом.
игры
Работа по
содержанию.
Обсуждение
психологических
этюдов
Вызвать
Конкурс «Ответь
положительные
как в сказке, сам
эмоции, желание
без подсказки»,
Д/и «Ход конем» с
поделиться своими
любого поля 1 и 8
впечатлениями ,
закрепление хода
горизонтали.
конем.
Рисование на
тему: Моя
шахматная страна;
выставка работ
продолжать
Д/и «Расставь на
воспитывать
доске», «Пройди и
устойчивый интерес к назови поле»;
игре в шахматы ;
работа с
Закреплять умение
диаграммами .
Знакомство с
19
решать шахматные
задачи, этюды
Март
именами великих
шахматистов
(М.Ботвинник, и
др.)
45-46
«Показательная партия» продолжать
Практические
воспитывать
занятия в парах
устойчивый интерес к Графический
игре в шахматы ;
диктант
Закреплять умение
решать шахматные
задачи, этюды
47-48
«Решение шахматных Закреплять знания о Демонстрация
задач и этюдов»
принципах
коротких партий.
разыгрывания дебюта; Игра всеми
учить рационально
фигурами из
распоряжаться
начального
небольшими
положения
шахматными силами,
сохранившимися на
доске, достигать
выигрыша или
добиваться ничьей,
находясь в трудном
положении.
49-50 «И король жаждет боя» Закрепление
Игра всеми
представлений и
фигурами из
рекомендации о
начального
принципах
положения.
разыгрывания дебюта.
Закрепления умения
записывать
шахматную нотацию
51-52
«Это интересно»
Побуждать детей к
Логическая
самостоятельному
минутка;
поиску знаний,
слушание
развивать
сообщений об
познавательный
известных
интерес познакомить с шахматистах,
интересными фактами Графический
из истории шахмат
диктант. Конкурс
на лучшую
шахматную
загадку
53-54
«Повторение
Закрепление
Дидактическое
пройденного»
пройденного, развитие задание «Пат или
логического
не пат», «Дай мат
мышления, умения
в один ход»,
отстаивать свое
«Дешифровщики»
мнение
55-56
«Король»
Познакомить с
Чтение сказки «И
правилами ходов
король жаждет
«королем». Показать боя!» Д/и
20
57-58
Апрель
59-60
61-62
63-64
65-66
Май
67-68
69-70
71-72
на примере как можно «Поворот»,
ставить «мат»
«Задача
«конем», «пешкой» и направления»,
«королем» в один ход. «Туда – сюда»,
«По всем углам»,
«Прямо и
наискосок»
«Конь против ферзя,
Показать детям выбор Показать на схеме
ладьи, слона»
ходов «коня».
как можно
поставить «мат»
черному «королю»
«конем»,
«пешкой» и белым
«королем» в
разных
шахматных
позициях
«Пешка против ферзя, Повторить признаки, С помощью схем
ладьи, слона, коня»
особенности, способы разыграть разные
действий пешек и
положения.
ладьи.
Соревнование в
двух командах
«Пешки против
ладьи».
«Так много их, но мы
Дать знание, что
Д/и «Найди на
уже их знаем»
означает понятие
схеме, где пат»
«Пат» в шахматной
игре.
«Ферзь»
Познакомить с
Чтение сказки «
правилами
Могучая фигура –
передвижения ферзя Ферзь» Д/и
«Задача
направления»,
«Туда – сюда»,
«Большой
прыжок», «Прямо
и наискосок»,
«Длинный ход»
«Ферзь против ладьи и Показать детям как
Д/и « Ферзь
слона»
взаимодействует
против ферзя:
ферзь с пешками и
белый против
фигурами.
черного», «Ферзь
против ладьи и
слона».
«Шахматный турнир» Закрепление
Приветствие, игра,
полученных знаний награждение.
«Шахматный праздник» Закрепление
Чтение стихов,
полученных знаний викторина, игры в
парах.
«Педагогический
Оценить уровень
Диагностические
мониторинг»
овладения шахматной задания
игрой.
21
Июнь
Июль
Август
73-74
«Приключение
шахматного солдата
Пешкина»
Глава 1-2
75-76
«Приключение
шахматного солдата
Пешкина»
Глава 3-4
77-78
«Приключение
шахматного солдата
Пешкина»
Глава 5-6
79-80
«Приключение
шахматного солдата
Пешкина»
Глава 7-8
81-82
«Приключение
шахматного солдата
Пешкина»
Глава 9-10
83-84
«Приключение
шахматного солдата
Пешкина»
Глава 11-12
85-86
«Приключение
шахматного солдата
Пешкина»
Глава 13-14
87-88
«Приключение
шахматного солдата
Пешкина»
Глава 15-16
89-90
«Приключение
шахматного солдата
Пешкина»
Глава 17-18
91-92
«Приключение
шахматного солдата
Пешкина»
Глава 19-20
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и художественной
мышление, закреплять литературы,
полученные знания. Практические
упражнения
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и художественной
мышление, закреплять литературы,
полученные знания. Практические
упражнения
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и художественной
мышление, закреплять литературы,
полученные знания. Практические
упражнения
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и художественной
мышление, закреплять литературы,
полученные знания. Практические
упражнения
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и художественной
мышление, закреплять литературы,
полученные знания. Практические
упражнения
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и художественной
мышление, закреплять литературы,
полученные знания. Практические
упражнения
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и художественной
мышление, закреплять литературы,
полученные знания. Практические
упражнения
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и художественной
мышление, закреплять литературы,
полученные знания. Практические
упражнения
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и художественной
мышление, закреплять литературы,
полученные знания. Практические
упражнения
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и художественной
мышление, закреплять литературы,
полученные знания. Практические
упражнения
22
93-94
«Приключение
шахматного солдата
Пешкина»
Глава 21-22
95-96
«Приключение
шахматного солдата
Пешкина»
Глава 23-25
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и художественной
мышление, закреплять литературы,
полученные знания. Практические
упражнения
Развивать память,
Чтение
внимание, логику и художественной
мышление, закреплять литературы,
полученные знания. Практические
упражнения
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Учебный план разработан в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) с
учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Данный план определяет содержание и организацию Программы.
Учебный план (первый год обучения. 5-6 лет)
Организованная образовательная
деятельность
первый год обучения
Наименование курса
старшая группа
(5-6 лет)
Длительность НОД
25 минут
неделя
месяц
год
«Шахматное королевство»
2
12
96
Итого:
2
12
96
Учебный план (второй год обучения, 6-7 лет)
Организованная образовательная
деятельность
второй год обучения
Наименование курса
подготовительная группа
(6-7 лет)
Длительность НОД
30 минут
неделя
месяц
год
«Шахматное королевство»
2
12
96
Итого:
2
12
96
3.2. Материально-техническое обеспечение
На занятиях используются:
Комплекты шахматных фигур с досками – 6-7 штук.
Наглядная шахматная доска с фигурами – 1 шт.
23
Напольная шахматная доска – 1шт.
Центр Шахматной игры – 1 шт.
Дидактические игры.
Список литературы:
1. Барский Владимир. Шахматная школа. Первый год обучения. -Москва, 2025.
2. Барский Владимир. Шахматная школа. Первый год обучения. Рабочая тетрадь. Москва, 2025.
3. Барский Владимир. Шахматная школа. Второй год обучения. -Москва, 2025.
4. Барский Владимир. Шахматная школа. Второй год обучения. Рабочая тетрадь. Москва, 2025.
5. Волкова Е., Прудникова Е. Развиваем память и внимание. Шахматная тетрадь для
дошкольников. – Ростов на Дону «Феникс -Т», 2019.
6. Волкова Е., Прудникова Е. Развиваем логику и мышление. Шахматная тетрадь для
дошкольников. – Ростов на Дону «Феникс -Т», 2019.
7. Волкова Е., Прудникова Е. Развиваем математические способности. Шахматная
тетрадь для дошкольников. – Ростов на Дону «Феникс -Т», 2019.
8. Дорофеева А.Г. Хочу учиться шахматам! – М.: «Русский шахматный дом», 2020.
9. Костров В.В. Шахматы в школе и дома. – СПб.: Издательство Дом «Литера»,2020.
10. Костров В.В. Первоклассная школьная тетрадь поможем детям проверить свои
знания. – СПб.: Издательство Дом «Литера»,2020.
11. Луговой Д. Учимся играть в шахматы. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2022.
12. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа,
1994.
13. Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
14. Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
15. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
16. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны.
– Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
17. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
18. Чеповецкий Ефим. Приключение шахматного солдата Пешкина.
24