Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спотривной направленности Йога для детей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 153
Управления образования Орджоникидзевского района
Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
620098, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Ломоносова, д.75
тел.: 8 (343) 2233401, e-mail: mdou153@eduekb.ru

Принята:
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 28.08.2024

Утверждена:
Заведующий МАДОУ детский сад №153
Приказ № 63 от 28.08.2024

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЙОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Возраст детей: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года

Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.2. Новизна и отличительная особенность Программы
2. Педагогическая целесообразность Программы
2.1. Принципы Программы
2.2. Цель и задачи Программы
3. Организация занятий по реализации Программы
4. Ожидаемые результаты освоения Программы.
Диагностический инструментарий (оценочный материал).
Форма подведения итогов.
5. Учебно – тематический план. Первый год обучения (4-5 лет)
5.1. Учебно – тематический план. Второй год обучения (5-6 лет)
5.2. Учебно – тематический план. Третий год обучения (6-7 лет)
6. Методическое обеспечение Программы
6.1. Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу
6.2. Приёмы и методы организации образовательного процесса
6.3. Дидактический материал
6.4. Материально - техническое обеспечение
7. Список литературы

3
4
5
5
5
5
6

8 Учебно-тема
10
12
14
14
14
15
15
16

2

1.Пояснительная записка
Йога - прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность
детей в движении. Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми, гибкими,
координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному
равновесию. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят в
сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером. Йога заключает в
себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который
обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущим телам, укрепит
внутренние органы.
Йога - это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и
прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.
1.1. Актуальность
Актуальность Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
физкультурно - спортивной направленности «ЙОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ» (далее – Программа)
состоит в том, что на сегодняшний день состояние здоровья подрастающего поколения
заставляет задуматься не только врачей и родителей, а и учителей, и преподавателей
образовательных заведений.
Согласно статистическим данным, среди детей дошкольного и младшего школьного
возраста зарегистрированы заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной
системы, дыхательной системы, обмена веществ и др. Становится очевидным тот факт,
что система физического оздоровления молодого поколения довольно устарела и требует
качественного и оперативного изменения.
Наряду со спортивными играми, лёгкой атлетикой, плаванием и другими видами
спорта сейчас все популярнее становится восточное направление занятий, таких как:
цигун, ушу, пилатес, йога, различные виды восточных единоборств и т.д. Одной из
наиболее продуктивных оздоровительных систем является йога, которая зарекомендовала
себя во многих учебных заведениях мира как рациональная и разумная система
самосовершенствования и саморегуляции организма на физическом и психическом
уровнях. Но занятия по различным видам йоги проводятся лишь в некоторых фитнес центрах, отдельных клубах или секциях. Однако интерес к данному оздоровительному
направлению возрастает все больше и назревает необходимость введению йоги в
общеобразовательный процесс.
У детей существует множество нерешенных и невыраженных проблем. Они не могут
ясно рассказать о своих проблемах, поскольку они еще не понимают свою психологию, и
им сложно выразить свои мысли. Поэтому обычно проблемы детей прямо отражаются на
их поведении, и пока опытный психоаналитик не изучит ситуацию, у нас не будет
правильного диагноза. Такие проблемы могут вызвать серьёзные затруднения у
большинства родителей, так как далеко не все родители разбираются в психологии и
слишком субъективно воспринимают детские проблемы. Например, если ребёнок
самонадеян и непослушен, его родители обычно вешают на него ярлык «самонадеянный»,
не углубляясь в суть проблемы. Когда ребёнок не желает сидеть дома, а проводит всё
время с друзьями, неважно плохими или хорошими, родители будут считать его
бездельником и гулякой. Психоаналитик же попробует разобраться в причинах такого
поведения в отличие от большинства родителей. Так происходит не потому, что они не
3

умеют анализировать, а потому что они просто родители и не могут объективно
относиться к своим детям. Существует определённый дисбаланс между психологическим
и физическим развитием у детей от семи до двенадцати лет. Иногда, в связи с
особенностями мозга, нервной и эндокринной систем физическое развитие происходит
быстрее, чем умственное, или наоборот. Часто в этом заключается главная причина
проблем в детском возрасте. Нам не следует смотреть на детские проблемы через призму
этики или морали. Например, если у ребёнка избыточное выделение адреналина, то он
часто испытывает страх. Ему будет тяжело общаться со строгими людьми, и он не захочет
ходить к строгому педагогу на урок, и разумеется, он не будет любить предмет,
преподаваемый этим педагогом. Всё, что необходимо сделать –это сбалансировать выброс
адреналина, чтобы изменить характер ребёнка.
1.2. Новизна и отличительная особенность Программы
Новизна Программы состоит в том, что в ней заложены четыре линии или четыре
аспекта: физиологический, эмоциональный/поведенческий, ментальный и творческий,
развивая которые мы можем говорить о воспитании гармоничной личности.
Физиологический аспект - гибкость, подвижность и прямая осанка - это основные
требования для сбалансированного развития тела; Эмоциональный/поведенческий аспект–
нормализация поведения гиперактивного ребёнка, уравновешивание эмоциональной
сферы. Детям-интровертам, «закрытым», замкнутым, имеющим трудности в контакте со
сверстниками занятия помогут открыться миру, раскрыть свои творческие способности;
Ментальный аспект – в него входит способность концентрироваться, запоминать,
рассуждать, сознательный, подсознательный и бессознательный ум, а также
систематическая стимуляция обоих полушарий головного мозга;
Творческий аспект - данный аспект подразумевает воображение, визуализацию,
вокализацию и развитие личных качеств (при использовании намерения (санкальпы) в
йога нидре). Дети, практикующие асаны с юного возраста, способны комбинировать
последовательность разных поз в виде танца. Дети, практикующие внутренние
визуализации, рассказывают о том, что, когда им встречается новое слово, они
представляют себе его образ, для того чтобы запомнить правильное написание и позже
суметь распознать его при чтении.
Таким образом, говоря о детской йоге мы подразумеваем развитие гармоничной
личности, то есть личности, у которой приблизительно в одинаковой мере будут развиты
тело, душа и дух. В целом занятия в объединении способствуют разностороннему и
гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей,
решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. Через практики
йоганидры, пранаямы, сурьянамаскар и повторение мантр нормализуется работа
головного мозга.
Отличительная особенность Программы
Отличительной особенностью Программы является то, что наряду с занятиями йогой
будет проходить релаксация.
Релаксация - это гимнастические, активно выполняемые упражнения с максимально
возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Упражнения на
расслабление мышц играют чрезвычайно важную роль в воспитании правильной осанки.
Они способствуют уменьшению чрезмерного напряжения мышц, снимают утомление,
способствуют улучшению крово-и лимфооттока в перенапряжённых мышцах.
4

Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и
оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей снижать напряжение,
не замыкаясь на своих проблемах и через сюжетно ролевые игры уметь находить причины
этого состояния.
Направленность Программы: физкультурно – спортивная.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы: от 4 до 7 лет.
2. Педагогическая целесообразность Программы.
2.1. Принципы Программы
Программа разработана с учетом основных принципов:
- принцип последовательности - все задачи решаются методом усвоения материала «от
простого к сложному»), в соответствии с познавательными возрастными возможностями
детей;
- принцип доступности - заключается в простоте изложения и понимания материала);
- принцип наглядности - предлагает наличие большого количества наглядного,
раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий;
- принцип индивидуализации - учитывает психологические особенности дошкольников;
- принцип результативности - обеспечивает соответствие целей Программы и
возможностей их достижения;
2.2. Цель и задачи Программы.
Цель: повышение защитных функций организма, общей работоспособности,
улучшение физического развития у детей 4-7 лет по средством занятий хатха -йоги.
Задачи:
Образовательные:
- изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;
- формировать правильную осанку и равномерное дыхание;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- учить детей чувствовать своё тело (во время выполнения упражнений хатха-йоги);
- вырабатывать равновесие, координацию движений.
Развивающие:

- развивать морально – волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении
результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;
- укреплять мышцы тела;
- сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;
- способствовать повышению иммунитета организма.
Воспитательные:
- воспитывать морально -волевые качества (честность, решительность, смелость);
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;
- воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.
3. Организация занятий по реализации Программы
Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня.
Начало занятий: сентябрь
Окончание занятий: июнь
Объем учебной нагрузки определен в соответствии

с

санитарно

–
5

эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных учреждений, СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Длительность занятий для детей:
- от 4 до 5 лет – не более 20 минут;
- от 5 до 6 лет – не более 25 минут;
- от 6 до 7 лет – не более 30 минут
Полный курс освоения Программы составляет – 240 занятий. Место проведения:
спортивный зал.
4. Ожидаемые результаты освоения Программы. Диагностический
инструментарий (оценочный материал). Форма подведения итогов.
В результате освоения Программы воспитанники:
- 4-5 лет
Знают:
- способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений (асаны, дыхательные
упражнения, упражнения для глаз), самомассажа.
Умеют:
- использовать правильно средства, способствующие повышению уровня физического
развития и степени его гармоничности, и приёмы формирования морально - волевых
качеств.
Владеют:
- правильной техникой выполнения упражнений.
5-6 лет
Знают:
- комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно - двигательного
аппарата (осанки и стоп), зрительного анализа - юра, сердечно - сосудистой, дыхательной
и других систем организма.
Умеют:
- использовать приёмы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие
психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).
Владеют:
- необходимыми знаниями, навыками и умениями для пропаганды здорового образа
жизни
6-7 лет
Знают:
- правила здорового образа жизни
Умеют:
- применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Владеют:
- правильной техникой выполнения упражнений.
У детей прослеживается положительная динамика уровня развития физических качеств.
Воспитанники:
-выполняют тестовые упражнения в соответствии с возрастными особенностями: на
выносливость, силу, гибкость, координацию движения;
6

-проявляют желание участвовать в играх;
-умеют самостоятельно выполнять упражнения; -контролируют своё самочувствие;
-имеют представление о здоровом образе жизни. Важнейшим элементом в реализации
проекта является отслеживание результатов.
Диагностический инструментарий:
Диагностика развития физических качеств, осуществляется при помощи методики,
разработанной А. Бокатовым, С. Сергеевым, Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой
“Обследование уровня развития физических качеств”. Методика включает шесть тестов,
каждый из которых направлен на выявление уровня развития физического качества.
Методика позволяет оценить особенности крупной моторики и произвольного внимания,
умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции, а также,
координационных способностей. Предусматривает определение силы мышц спины, руки
плечевого пояса, выносливости, гибкости.
Форма подведения итогов.
Проведение итогового занятия - развлечения с приглашением родителей. Итоги
реализации Программы подводятся по окончании каждой пройденной темы в виде бесед,
выполнения контрольных упражнений, тестов, антропометрических измерений, осмотра
осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов,
совместных занятий с родителями, показательных выступлений.

7

5. Учебно-тематический план
Первый год обучения
(возраст 4-5 лет)
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Наименование
модулей, разделов и тем

Вводное занятие
Техника безопасности и правила
поведения в зале
Диагностика. Гибкость —
наклон вперед.
Самомассаж
Суставная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Статические упражнения
«Мостик», «Орёл», «поза
Бриллианта».
Статические упражнения
«Лотоса», «Бегуна».
Статические упражнения
«Кузнечика»
Упражнения «Кобра»,
Подвижные игры.
Упражнения «Лук», «Корзина»,
подвижные игры.
Статическое упражнение
«Рыба», подвижные игры.
Статическое упражнение
«Дерево», подвижные игры.
Статическое упражнение
«Лодочка», подвижные игры.
Дыхательные упражнения
Создание образов живой
природы (деревья, животные,
Природные явления погоды–
дождь снег, ветер и т.д.)
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
Релаксация
Суставная гимнастика
Суставная гимнастика
Асаны (позы)
Статический вариант асан
Позы асан на четвереньках
Позы асан сидя и
восстанавливающие позы
Позы асан лежа на животе и
прогибы назад

Количество часов
всего
кол-во
мин.
занятий
1
20 мин
1
20 мин

теория практика
5мин
5мин

15мин
15 мин

2

20 мин

5мин

15 мин

2
2
2
2

20 мин
20 мин
20 мин
20 мин

5мин
5мин
5мин
5мин

15 мин
15 мин
15 мин
15 мин

2

20 мин

5мин

15 мин

2

20 мин

5мин

15 мин

2

20 мин

5мин

15 мин

2

20 мин

5мин

15 мин

2

20 мин

5мин

15 мин

2

20 мин

5мин

15 мин

2

20 мин

5мин

15 мин

2
2

20 мин
20 мин

5мин
5мин

15 мин
15 мин

2
2
2
2
2
2
2
2
2

20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин

5мин
5мин
5мин
5мин
5мин
5мин
5мин
5мин
5мин

15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин

2

20 мин

5 мин

15 мин
8

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
Итого

Динамический вариант асан
(позы лежа и на животе)
Позы на равновесие
«Репка»
«Кот, петух и лиса»
«Зимнее путешествие колобка»
«Два жадных медвежонка»
«Волк и семеро козлят»
«Лиса - лапотница»
«Три медведя»
«Маша и медведь»
«Кролик Пик»
Комплексы асан (1,2,3)
Комплексы асан (4,5,6)
Комплексы асан (7,8,9)
Итоговое Проведение открытых
занятий для педагогов,
родителей и детей. Фото-отчет.

2

20 мин

5мин

15 мин

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин

5мин
5мин
5мин
5мин
5мин
5мин
5мин
5мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин

15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин

80

9

5.1.Учебно -тематический план
Второй год обучения
(возраст 5-6 лет)
№
п/п

Наименование
модулей, разделов и тем

1
2

Вводное занятие
Диагностика физического
Развития (Дыхательные пробы)
Диагностика. Гибкость —
наклон вперед.
Комплекс статических
упражнений, сказка
«Путешествие подводный мир».
Статические упражнения,
разминка.
Организация и проведение
занятий по Хатха-Йоге
Статические упражнения
«Мостик», «Орёл», «поза
Бриллианта».
Статические упражнения
«Лотоса», «Бегуна».
Статические упражнения
«Кузнечика»
Упражнения «Кобра»,
подвижные игры.
Упражнения «Лук», «Корзина»,
подвижные игры.
Статическое упражнение
«Рыба», подвижные игры.
Статическое упражнение
«Дерево», подвижные игры.
Статическое упражнение
«Лодочка», подвижные игры.
Дыхательные упражнения

Количество часов
всего
мин.
кол-во
занятий
1
25мин
2
25мин

теория

практика

5мин
5мин

20 мин
20 мин

2

25мин

5мин

20 мин

2

25мин

5мин

20 мин

2

25мин

5мин

20 мин

2

25мин

5мин

20 мин

2

25мин

5мин

20 мин

2

25мин

5мин

20мин

2

25мин

5мин

20 мин

2

25мин

5мин

20 мин

2

25мин

5мин

20 мин

2

25мин

5мин

20 мин

2

25мин

5мин

20 мин

2

25мин

5мин

20 мин

2

25мин

5мин

20 мин

3

25мин

5мин

20 мин

17

Создание
образов
живой
природы (деревья, животные,
природные явления погоды–
Дождь, снег, ветер и т.д.)
Гимнастика для глаз

2

25мин

5мин

20 мин

18

Пальчиковая гимнастика

2

25мин

5 мин

20 мин

19

Релаксация

2

25мин

5мин

20 мин

20

Суставная гимнастика

2

25мин

5мин

3
4

5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16

20мин
10

21

Суставная гимнастика

2

25мин

5мин

20мин

22

Асаны (позы)

2

25мин

5мин

20мин

23

Статический вариант асан

2

25мин

5мин

20мин

24

Позы асан на четвереньках

2

25мин

5мин

20мин

25

2

25мин

5мин

20мин

2

25мин

5мин

20мин

2

25мин

5мин

20мин

28

Позы асан сидя и
Восстанавливающие позы
Позы асан лежа на животе и
Прогибы назад
Динамический вариант асан
(позы лежа и на животе)
Позы на равновесие

2

25мин

5мин

20мин

29

«Правила дорожного движения»

2

25мин

5мин

20мин

30

«Сам себя я полечу»

2

25мин

5мин

20мин

31

2

25мин

5мин

20мин

32

«Как защитить себя от
микробов»
«Чистота - залог здоровья»

2

25мин

5мин

20мин

33

«Школа здоровья»

2

25мин

5мин

20мин

34

«Опасности в природе весной»

2

25мин

5мин

20мин

35

«ОБЖ»

2

25мин

5мин

20мин

36

«Опасности в лесу и на воде»

2

25мин

5мин

20мин

37

Комплексы асан (1,2,3)

2

25мин

5мин

20мин

38

Комплексы асан (4,5,6)

2

25мин

5мин

20мин

39

Комплексы асан (7,8,9)

2

25мин

5мин

20мин

40

Диагностика Равновесие-поза
Ромберга.
Итоговое Проведение открытых
занятий для педагогов,
Родителей и детей.
Фото-отчет.

2

25мин

5мин

20мин

2

25мин

5мин

20мин

26
27

41

Итого

80

11

5.2.Учебно -тематический план
Третий год обучения
(возраст 6-7 лет)
№
п/п

Наименование
модулей, разделов и тем

1
2
3

11

Вводное занятие
«ПДД»
Комплекс статических
упражнений, сказка
«Путешествие подводный мир».
Статические упражнения,
разминка.
Организация и проведение
занятий по Хатха-Йоге
Статические упражнения
«Мостик», «Орёл», «поза
Бриллианта».
Статические упражнения
«Лотоса», «Бегуна».
Статические упражнения
«Кузнечика»
Упражнения «Кобра»,
подвижные игры.
Упражнения «Лук», «Корзина»,
подвижные игры.
«Укрепи своё здоровье»

12
13
14

4
5
6

7
8
9
10

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Количество часов
всего
мин.
кол-во
занятий
1
30 мин
2
30 мин
2
30 мин

теория

практика

5мин
5мин
5мин

25 мин
25 мин
25 мин

2

30 мин

5мин

25 мин

2

30 мин

5мин

25 мин

1

30 мин

5мин

25 мин

1

30 мин

5мин

25 мин

1

30 мин

5мин

25 мин

1

30 мин

5мин

25 мин

2

30 мин

5мин

25 мин

2

30 мин

5мин

25 мин

«Наше тело»

2

30 мин

5мин

25 мин

«Что такое правильная осанка»
Статическое упражнение
«Дерево», подвижные игры.
Статическое упражнение
«Лодочка», подвижные игры.
«Береги свой позвоночник»
«Чем мы дышим»
«Чудо нос»
«Моё волшебное горло»
«Береги своё горло»
Дыхательные упражнения
«Как мы видим»
«Будем видеть хорошо»
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
Релаксация
Суставная гимнастика
Суставная гимнастика

2
2

30 мин
30 мин

5мин
5мин

25 мин
25 мин

2

30 мин

5мин

25 мин

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин

5мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5мин
5 мин
5 мин
5мин
5мин
5мин
5мин
5мин

25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
12

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

Итого

Асаны (позы)
Статический вариант асан
Позы асан на четвереньках
Позы асан сидя и
Восстанавливающие позы
Позы асан лежа на животе и
Прогибы назад
Динамический вариант асан
(позы лежа и на животе)
Позы на равновесие
«Чем мы слышим»
«Здоровые уши»
«Красивые ноги»
«Чтобы сильным быть и ловким,
всем нужна нам тренировка»
Комплексы асан(1,2,3)
Комплексы асан(4,5,6)
Комплексы асан(7,8,9)
«Чем мы дышим»
Итоговое проведение открытых
занятий для
педагогов, родителей
и детей.
Фото-отчет.

2
2
2
2

30 мин
30 мин
30 мин
30 мин

5мин
5мин
5мин
5мин

25 мин
25 мин
25 мин
25 мин

2

30 мин

5мин

25 мин

2

30 мин

5мин

25 мин

2
1
1
1
2

30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин

5мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин

25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин

2
2
2
2

30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин

5мин
5мин
5мин
5мин
5мин

25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин

2

80

13

6. Методическое обеспечение Программы
6.1.Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу
Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу:
- занятие;
- игры;
- беседы.
6.2. Приёмы и методы организации образовательного процесса
Эмоциональные методы:
−поощрение;
−порицание;
−учебно-познавательная игра;
−создание ярких наглядных образных представлений;
− создание ситуации успеха.
Познавательные методы:
−опора на жизненный опыт;
−создание проблемной ситуации;
− выполнение творческих заданий.
Социальные методы:
−создание ситуации взаимопомощи;
−поиск контактов и сотрудничества;
−заинтересованность в результатах;
−взаимопроверка.
Группы методов в физическом развитии:
1. Специфические методы (характерные только для процесса физического
воспитания):
Методы строго регламентированного упражнения:
- осуществлять двигательную деятельность обучающихся строго придерживаясь
предписанной Программы (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям,
очерёдности выполнения и т.д.);
- строго регламентировать нагрузку по объёму и интенсивности, а также управлять ее
динамикой в зависимости психофизического состояния снимающихся и решаемых задач;
- точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
- избирательно воспитывать физические качества;
- эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.
Методы обучения двигательным действиям:
-целостный метод (метод целостно -конструктивного упражнения);
-расчлененно -конструктивный;
-сопряжённого воздействия.
Игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
Соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной
форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением
технике выполнения упражнений.
Общепедагогические методы.
Общепедагогические методы - это методы использования слова (словесные методы) и
14

методы обеспечения наглядности (наглядные методы), которые включают в себя:
описание, комментарии и замечания, беседа, разбор, объяснение, команды, указания.
Словесные методы-описание, объяснение учебного материала.
Методы наглядного воздействия: показ упражнений демонстрация учебных
видеофильмов, рисунков, схем и т.д.
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания
как наилучшим.
Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими
принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач Программы.
Применение общепедагогических методов в физическом развитии зависит от
содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки
обучающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки педагога, наличия
материально-технической базы, возможностей ее использования.
6.3. Дидактический материал.
Картотека дидактических, артикуляционных, речевых, подвижных игр.
6.4. Материально - техническое обеспечение
- наличие спортивного зала с учетом санитарно – эпидемиологическими
требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
- аудио материалы с записями музыки и звуков природы.
- спортивное оборудование: роликовые тренажёры для стоп ног, массажные
дорожки с резиновыми шипами, ребристые доски.
- гигиенические коврики длиной 1-1,5м, шириной 60 см с отметкой у головы.
- нестандартное оборудование: дорожки из пробок, «баранки», валики, мешочки с
песком.
- спортивная хлопчатобумажная одежда.

15

7. Список литературы
Для педагогов

1. Вареник Е.И. Физкультурно -оздоровительные занятия с детьми 5-7лет
/ Е.И. Вареник -М.: ТЦ«Сфера»,2009.
2. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5до7лет)./А.С. Галанов
М.: Педагогическое общество России,2005.
3. Долгих Е. Хатха-йога в детском саду. Опыт работы по использованию современных
здоровьесберегающих технологий. /Е.Долгих. Академия-Елабуга,2008.
4. Дубровский В.И., Дубровская А.В. Антропометрия: Оценка физического развития
//Валеология - здоровый образ жизни [Электронный ресурс] –Режим доступа:
http://www.edu.ru/db/mo/data/d_02/393.html
5. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет/ М.Ю.
Картушина-М.: ТЦ«Сфера»,2008.
6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. / М. Ю.КартушинаМ.:ТЦ«Сфера»,2004.
7. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет / М. Ю. Картушина-М.:
ТЦ«Сфера»,2008.
8. Картушина М.Ю. Праздники для детей 6-7лет./М.Ю. Картушина-М.:ТЦ «Сфера»,2009.
9. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 4-5 лет. / М. Ю. Картушина. М.:ТЦ«Сфера»,2009.
10. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки
физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр./
В.И. Ковалько. - М.:ВАКО, 2005.
Для детей и родителей
1.Айенгар Б.К. Йога (Путь к здоровью)./Б.К.Айенгар-Сыкт.: ТЦ
«Флинта», 2012.
2.Бокатов А.И., Сергеев С.А. Детская йога. /А.И. Бокатов, С.А. Сергеев
М.:ТЦ «Ника-центр», 2006.
3.Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3 7лет. / Е.Н. Вареник, С.Г. Кудрявцева, Н.Н. Сергиенко.-М.: ТЦ «Сфера», 2009.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».