Содержание Пояснительная записка 3 1.1. Цель, формы работы, объем и срок освоения Программы 4 1.2. Ожидаемые результаты обучения по Программе 4 1.3. Материальная база 5 1.4. Учебно — тематический план (5-6 лет) 5 1.5. Календарно-тематическое планирование (5-6 лет) 5 1.6. Учебно — тематический план (6-7 лет) 10 1.7. Календарно-тематическое планирование (6-7 лет) 10 Список литературы 15 1. 2 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЗD моделирование» (далее – Программа) разработана и откорректирована в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 09 ноября 2018 г. No 196); в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172 от 04.06.2014г.), письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 06-1844 «О Примерных требованиях к программ дополнительного образования детей». Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЗД-моделирование» - техническая. Актуальность Программы заключается в том, что она связана с процессом информатизации и необходимостью для каждого человека овладеть новейшими информационными технологиями для адаптации в современном обществе и реализации в полной мере своего творческого потенциала. Результаты технической фантазии всегда стремились вылиться на бумагу, а затем и воплотиться в жизнь. Если раньше, представить то, как будет выглядеть дом или интерьер комнаты, автомобиль или теплоход мы могли лишь по чертежу или рисунку, то с появлением компьютерного трехмерного моделирования стало возможным создать объемное изображение спроектированного сооружения. Оно отличается фотографической точностью и позволяет лучше представить себе, как будет выглядеть проект, воплощенный в жизни и своевременно внести определенные коррективы. 3D модель обычно производит гораздо большее впечатление, чем все остальные способы презентации будущего проекта. Передовые технологии позволяют добиваться потрясающих (эффективных) результатов. Новизна и отличительные особенности Программы состоят в том, что работа с 3D графикой —одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не, только профессиональные художники и дизайнеры. В наше время трехмерной картинкой уже никого не удивишь. Однако печать 3D моделей на современном оборудовании —дело новое. Воспитанники осваивают азы трехмерного моделирования достаточно быстро и начинают применять свои знания на практике. В Программе реализуется возможность обучения 3D 3 графике в программном обеспечении, находящемся в свободном доступе, 3D графическом редакторе Tinkercad Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа позволяет выявить заинтересованных воспитанников, проявивших интерес к знаниям, оказать им помощь в формировании устойчивого интереса к построению моделей с помощью 3D-принтера. Материал курса излагается с учетом возрастных особенностей воспитанников и уровня их знаний. Занятия построены как система тщательно подобранных упражнений и заданий, ориентированных на межпредметные связи. 1.1. Цель, формы работы, объем и срок освоения Программы. Программа предназначена для воспитанников в возрасте 5-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (40 часов). Цель Программы: реализация способностей и интересов у воспитанников в области ЗD-моделирования. Формы занятии: теоретические, практические, групповые, индивидуальные. Во время практических занятий воспитанники будут создавать правильные модели, то есть модели, в которых соблюдены принципы: параметричности — это возможность использования таких параметров, как длина, ширина, радиус и т. д.; ассоциативности это возможность формирования взаимообусловленных связей в элементах модели, в результате, которых изменение одного элемента вызывает изменение другого ассоциированного элемента. 1.2. Ожидаемые результаты обучения по Программе К концу обучения воспитанники будут знать: - основные понятия трехмерного моделирования; - основные инструменты и операции работы в Tinkercad; - основные принципы создания сборных конструкций; - основные принципы ЗDпечати. Будут уметь: - создавать детали, сборки, модели объектов; - создавать и сохранять трехмерные модели; - подготавливать трехмерные модели к печати на 3D-принтере; Метапредметные результаты. Будут сформированы: 4 - познавательный интерес, внимание, память; - логическое, абстрактное, пространственное и образное мышление; - коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в группе; социальная активность и ответственность; Личностные у него будет воспитываться: - осознание ценности пространственного моделирования; - информационная культура как составляющая общей культуры современного человека; сознательное отношение к выбору новых образовательных программ и будущей профессии. 1.3. Материальная база Минимальные требования к аппаратному обеспечению: 4 персональных компьютеров. Доступ к сети Интернет. Программное обеспечение: Браузеры ОС Windows 7, 8, 10 Adobe Reader Tinkercad POV-Ray for Windows. Редактор находится по адресу: www.tinkercad.com. 1.3. Учебно — тематический план Возрастная группа 5 – 6 лет Тема № 1 Введение в образовательную программу 2 Понятия моделирования и конструирования. 3 Среда Autodesk: Tinkercad 4 3D печать. Всего часов: Всего теория практика 8 4 4 8 2,5 5,5 12 12 4 8 2 10 40 12,5 27,5 1.4. Календарно-тематическое планирование (5-6 лет) п/п Тема Содержание деятельности Дата Введение в образовательную программу. Ознакомление. Рассказ педагога, Презентация, видеоматериалы Сентябрь 1 5 Работа за компьютером. Рассказ педагога, учимся работать мышкой 5 Определение моделирования и конструирования. Объёмные фигуры. 6 Трёхмерные координаты. 7 Сервис Tinkcrcad 8 Моделирование в Tinkercad 9 Интерфейс редактора Tinkercad Рассказ педагога, видеоматериалы Наблюдение за работой педагога в , сервисе Tinkcrcad, наблюдение за работой 3Д-принтера Рассказ педагога, самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad Знакомство с сервисом Tinkcrcad, самостоятельная работа Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad, создание простых моделей Рассказ педагога, знакомство с интерфейсом, самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad Самостоятельное выполнение обучающих упражнений в сервисе Tinkcrcad Рассказ педагога, самостоятельное изменение модели в сервисе Tinkcrcad Рассказ педагога, выполнение обучающих упражнений в сервисе Tinkcrcad Знакомство с готовыми примитивами (поиск, изменение формы и размера, текста) 2-3 4 10-11 Выполнение упражнений 12-13 Изменение модели 14 Горячие клавиши 15 Раздел Community. 6 Октябрь 16 17 Функция Workplane Знакомимся с дополнительной рабочей поверхностью Рассказ педагога, делаем простые отверстия Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad, делаем брелок со своим именем Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad, делаем брелок в подарок Показ педагога. Наблюдение за печатью 3D принтера. Знакомство с программой Ultimaker cura. Рассказ педагога. Учимся экспортировать фигуры Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad, учимся выравнивать и группировать Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad, учимся выравнивать и группировать дополнительные элементы Работа над ошибками. Разгруппировка, переделывание готовой игрушки. Экспорт в Ultimaker cura Наблюдение за работой 3D принтера. Печать игрушек. Отверстия 18-19 Делаем брелок со своим именем. 20-21 Делаем брелки в подарок родным. 22 3D печать. Презентация технологии 3D печати 23-24 Подготовка проектов к ЗD печати. Печать брелка. 25-26 Делаем снеговика. Выравнивание и группировка 27-28 Делаем снеговику атрибуты. Выравнивание и группировка. 29-30 Доделываем игрушку снеговика. Подготавливаем снеговика к 3D печати 31-32 3D печать снеговиков. 7 Ноябрь Декабрь Январь 33-34 Выполнение упражнений в Tinkercad. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Знакомство с набором инструментов. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad, делаем брелок. Рассказ и показ педагога. Самостоятельная работа в программе Ultimaker cura Самостоятельная работа в программе Ultimaker cura. Преобразование файлов, сохранение на внешний носитель, ЗD печать. Рассказ и показ педагога. Разгруппировка готовой фигуры, удаление/добавление фигур. Рассказ педагога. Знакомство с видовым кубом. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad Учимся задавать размеры фигурам в сервисе Tinkcrcad Рассказ педагога. Самостоятельно комбинируем и группируем фигуры в 35-36 Делаем брелок для папы. 37-38 Преобразование файлов для печати в программной оболочке Ultimaker cura 39-40 ЗD печать. 41 Добавление и удаление фигур с рабочей плоскости Tinkcrcad. 42-43 Видовой куб: масштабирование, увеличение и уменьшение разными способами. 44-45 Перемещение и вращение фигур разными способами в Tinkercad. 46-47 Изменение базовой формы и определение заданных размеров в Tinkercad. 48 Комбинирование и группировка фигур в Tinkercad. 8 Февраль Март сервисе Tinkcrcad 49-50 Способы выравнивания форм в Tinkercad. Рассказ педагога, выполнение обучающих упражнений в сервисе Tinkcrcad Показ и рассказ педагога об особенностях рабочей плоскости. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad, делаем чашку. Самостоятельная работа в программе Ultimaker cura. Преобразование файлов, сохранение на внешний носитель, ЗD печать чашек. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad (закрепление пройденного материала) 51-52 Рабочая плоскость в Tinkcrcad. 53-54 Моделирование чашки в Tinkercad. 55-56 Печать чашек. 57 Создаём и экспортируем объекты в Tinkercad. 58 Повторение. Фигуры, редактор фигур, панель фигур, шаг деления и отверстия. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad Делаем работу из готовых фигур (закрепление пройденного материала) 59-63 Печать работ, выполненных из готовых фигур. Самостоятельная работа в программе Ultimaker cura. Преобразование файлов, сохранение на внешний носитель, ЗD печать работ из готовых фигур. Повторение. Перемещение фигур на плоскости: выбор, вращение и масштабирование. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad (закрепление 64 9 Апрель пройденного материала) 65 «Красивая ваза с декоративным рисунком» создаем модель вазы в Tinkercad Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель вазы. 66 «Красивая ваза с декоративным рисунком» создаем модель вазы в Tinkercad (продолжаем создавать) Печать вазы на 3D принтере Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель вазы. 68 Печать вазы на 3D принтере Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 69 «Кубик с отверстиями» создаем модель кубика в Tinkercad Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель кубика с отверстиями. 70 «Кубик с отверстиями» создаем модель кубика в Tinkercad (продолжаем создавать) Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель кубика с отверстиями. 71 Печать кубика на 3D принтере Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером 67 Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 10 май (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 72 Печать кубика на 3D принтере Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 73 «Именной стакан для карандашей» создаем модель стакана в Tinkercad Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель именного стакана. 74 «Именной стакан для карандашей» создаем модель стакана в Tinkercad (продолжаем создавать) Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель именного стакана. 75 Печать стакана на 3D принтере Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 76 Печать стакана на 3D принтере Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 77 «Пирамидка» создаем модель пирамидки в Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в 11 июнь Tinkercad сервисе Создаем пирамидки. 78 «Пирамидка» создаем модель пирамидки в Tinkercad (продолжаем создавать) Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель пирамидки. 79 Печать пирамидки на 3D принтере Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 80 Печать пирамидки на 3D принтере Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 1.5. Учебно — тематический план Возрастная группа 6 – 7 лет Тема № 1 Введение в образовательную программу 2 Понятия моделирования и конструирования. 3 Среда Autodesk: Tinkercad 4 3D печать. Всего часов: 12 Tinkcrcad. модель Всего теория практика 8 4 4 8 2,5 5,5 12 12 4 8 2 10 40 12,5 27,5 1.6. Календарно-тематическое планирование (6-7 лет) п/п 1 2 3 Тема Введение в образовательную программу. Понятия моделирования и конструирования. Повторение. Среда Autodesk: Tinkercad. 4-5 Выполнение упражнений в Tinkercad. 6-7 Масштабирование, копирование и вставка. 8 Создание отверстий. 9 Создание отверстий: гаечный ключ. 10 Рабочая плоскость в Tinkercad. 11 Работа с рабочей плоскостью. 12 Работа с видовым кубом. 13- Изменение вида готовой Содержание деятельности Рассказ педагога, Презентация, видеоматериалы Рассказ педагога, видеоматериалы Знакомство с сервисом Tinkcrcad Повторение. Самостоятельное выполнение обучающих упражнений в сервисе Tinkcrcad Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Делаем гаечный ключ. Показ и рассказ педагога об особенностях рабочей плоскости. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad (виды и маштаб) Рассказ педагога. Знакомство с видовым кубом (повторение). Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad Показ и рассказ 13 Дата Сентябрь Октябрь 14 модели с помощью Tinkercad 1516 Подготовка проектов к ЗДпечати. Повторение. 1718 ЗD-печать. Преобразование файлов для печати в программной оболочке ultimaker. 1920 Печать измененной модели на 3D принтере Учимся самостоятельно работать с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 2122 Использование цилиндрических форм. Цветочная пуговица и пуговица Плюшевого Мишки. Преобразование файлов для печати в программной оболочке ultimaker. Подготовка к печати. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Делаем пуговицу. 23 педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad Знакомство с программой Ultimaker cura. Рассказ педагога. Учимся экспортировать фигуры Самостоятельная работа в программе Ultimaker cura. Преобразование файлов, сохранение на внешний носитель, ЗD печать. Самостоятельная работа в программе Ultimaker cura. Преобразование файлов, сохранение на внешний носитель. 2425 Печать пуговиц на 3D принтере Учимся самостоятельно работать с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 26 Использование простых форм Рассказ педагога, самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad 14 Ноябрь Декабрь ЗD-очки. Работа в программе Tinkercad Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Делаем 3D очки. Печать очков. Продолжаем учиться самостоятельно работать с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) Работа с инструкциями. Точная сантиметровая линейка.(ознакомительное) Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad 3233 Создание и печать линеек. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Делаем линейку. 3435 Именной кулон для папы 3637 Печать именного кулона для папы Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Делаем кулон для папы. Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 3839 Шахматная пешка Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Делаем шахматную пешку. 4041 Печать шахматных пешек Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 2728 2930 31 15 Январь Февраль 4243 Делаем кольцо с простыми цилиндрическими формами. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Делаем кольцо. 4445 Простое кольцо с основными формами в Tinkercad. Подарок маме на 8 марта Печать колец. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Делаем кольцо для мамы. 48 Работа со сложными формами. Кольцо с бриллиантом. Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Делаем кольцо с брилиантом. 4950 Работа с основными и сложными формами. Пасхальное яйцо. Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Делаем пасхальное яйцо. 5152 Печать пасхального яйца 5354 Кубик с цифрами. Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Делаем кубик с цифрами. 4647 5556 Печать кубика с цифрами. Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев 16 Март Апрель принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 5759 Красивая бабочка. Итоговая работа. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Делаем бабочку. 6061 Печать красивой бабочки на 3D принтере. Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 6263 «Моя комната» Создаем модель своей комнаты в Tinkercad Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель комнаты. 64 Презентация комнат и обмен опытом. Показ Обсуждение. 65 «Красивая ваза с декоративным рисунком» создаем модель вазы в Tinkercad Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель вазы. 66 «Красивая ваза с декоративным рисунком» создаем модель вазы в Tinkercad (продолжаем создавать) Печать вазы на 3D принтере Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель вазы. Печать вазы на 3D Самостоятельно 67 68 комнат. Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 17 (под май принтере наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 69 «Кубик с отверстиями» создаем модель кубика в Tinkercad Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель кубика с отверстиями. 70 «Кубик с отверстиями» создаем модель кубика в Tinkercad (продолжаем создавать) Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель кубика с отверстиями. 71 Печать кубика на 3D принтере Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 72 Печать кубика на 3D принтере Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 73 «Именной стакан для карандашей» создаем модель стакана в Tinkercad Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель именного стакана. 74 «Именной стакан для карандашей» создаем Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в 18 июнь модель стакана в Tinkercad (продолжаем создавать) сервисе Tinkcrcad. Создаем модель именного стакана. 75 Печать стакана на 3D принтере Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 76 Печать стакана на 3D принтере Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 77 «Пирамидка» создаем модель пирамидки в Tinkercad Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель пирамидки. 78 «Пирамидка» создаем модель пирамидки в Tinkercad (продолжаем создавать) Показ и рассказ педагога. Самостоятельная работа в сервисе Tinkcrcad. Создаем модель пирамидки. 79 Печать пирамидки на 3D принтере Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) 80 Печать пирамидки на 3D принтере Самостоятельно (под наблюдением педагога) работаем с ЗD принтером 19 (включение, разогрев принтера, загрузка съемного носителя, , выбор файлов, печать) Список литературы Основы Blender, учебное пособие, 4-издание http://www.3dblender.ru/p/3d-blender.html 2. Аббасов, И.Б. Двухмерное и трехмерное моделирование в 3ds МАХ/И.Б.Аббасов. - М.: ДМК, 2012. - 176 с. 3. Ганеев, Р.М. 31)-моделирование персонажей в Мауа: Учебное пособие для вузов РМ.Ганеев. - М.: ГЛ, 2012. - 284 с. 4. Зеньковский, .В.А. 3D моделирование на базе Vue xStream: Учебное 1. пособие / В.А.Зеньковский. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 384 с. Видео уроки по основам 3D моделирования. Горьков Д. 3D печать с нуля. 2015г 5. 20