Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Грамотейка

Содержание
1.1

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка

3

Цели и задачи реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Грамотейка»
1.2

3
Содержание дополнительной общеразвивающей
программы «Грамотейка»

1.3

1.4

2.1

5

Планируемые результаты освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Грамотейка»
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график. Учебный план

6

6

2.2
2.3

Условия реализации Программы
Формы подведения итогов реализации Программы

7
7

2.4

Оценочные материалы подведения итогов реализации
Программы

8

2.5
2.6

Методические материалы реализации Программы
Библиографический список

8
12

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Грамотейка» (далее - Программа)
разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"
- СанПиН 2.4.1. 3049 - 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных
организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая
2013 г. № 26).
- Устав МАДОУ детского сада № 153.
- Положение об организации платных образовательных услуг.
Отличительной особенностью программы являются специальные обучающие игры,
в процессе которых используются основные методы обучения: наглядный, словесный,
проблемно - поисковый, метод практических заданий. Игры-упражнения, предлагаемые на
занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижать интереса к
занятиям в целом.
Программа имеет социально - гуманитарную направленность и включает несложные
задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Задания по развитию графических навыков создают основу произвольности движений для
последующего овладения навыками письма. Произвольные движения пальцев рук
развиваются и во время физкультминуток.
Программа рассчитана на один учебный год (сентябрь-май).
Данная программа предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6
лет в объеме: 72 занятий (36 часов в год), (перерыв между занятиями не менее 10 минут)
согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа реализуется во второй половине дня через групповую форму 2 раза в
неделю.
Формами организации занятий являются интегрированные занятия с
использованием различных форм художественно- эстетической деятельности: речевые и
фонетические разминки, стихотворные примеры, рифмовки, графические диктанты, игры
на развитие мелкой моторики руки, логоритмические упражнения, рисование,
конструирование, лепка.
1.2

Цели и задачи реализации Программы

Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной
основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт
ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому
одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом:
быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв,
нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право",
"лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.

3

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и
недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации,
произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.
Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса
и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель
которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия, сочетающие тренировку
мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, можно
организовать через занятия Программы.
Целью программы является: формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной
готовности к школе через:
• Развитие мелкой моторики руки ребенка.
• Развитие слухового внимания.
• Развитие графического воспроизведения для достижения цели поставлены
следующие задачи:
Задачи программы:
• Развитие тонкокоординированных движений рук.
• Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
• Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных
координации;
• Развитие внимания к речи воспитателя.
• Воспитание старательности, аккуратности;
• Воспитание навыков правильной посадки при письме.
Отличительной особенностью Программы являются специальные обучающие игры, в
процессе которых используются основные методы обучения: наглядный, словесный,
проблемно - поисковый, метод практических заданий. Игры-упражнения, предлагаемые на
занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижать интереса к
занятиям в целом.
1.3 Содержание дополнительной общеобразовательной Программы

•

•

Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть
механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным
процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной,
творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и
при помощи взрослого. Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в
себя четыре основных направления. Каждое направление наполнено своими задачами и
учебным содержанием:
1) Развивать руку.
Сформировать правильный захват орудия письма.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим,
указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего
пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний
конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный
палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Для развития щепоти
используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук),
упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые
упражнения типа «Посолим суп» и др.
Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для
удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления.
Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при 4

•

•

•

правильном письме. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки
осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде . Причем
во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.
Развивать мелкую моторику рук.
Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения
стихами, чистоговорками, рассказами. Активно включать в жизнь детей разнообразные
формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом). Пальчиковая
гимнастика в данном случае - это самые простые упражнения, основанные на сгибании и
разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола.
Цель таких упражнений - укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение,
исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений дети учатся:
свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на
карандаш, по ритму; ориентироваться на листе бумаги; воспроизводить линии различных
конфигураций безотрывным движением руки.
2) Начать подготовку к технике письма.
Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в
пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя,
относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.
Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.
Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма.
Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических
рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно
дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое
расположение отдельных элементов.
3) Упражнять в аналитико-синтетической деятельности.
Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов
букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических
условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.
4) Формировать элементарные графические умения. Проводить упражнения,
подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа
«Клубочки», «Волны» и др.). Необходимо широко использовать штриховки, обведение
контуров предметов, прописывание на линии группы контурных изображений предметов
(сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера
фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании
букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название
«Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т. д. Такое образное соотнесение
позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество,
делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной
и привлекательной для дошкольника.
Структура занятий
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук: массаж кистей и пальцев рук,
пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия:
штриховка, дорисовка.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно-моторной координации и ориентировке на
листе: работа в тетради, графические диктанты.
Методы и средства реализации программы:
Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.
Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, пальчиковые игры с
предметами, графические упражнения.
Работа с родителями:
5

Беседы и консультации об особенностях психофизиологического развития детей 6-7 лет, об
особенностях и своеобразии детского мышления; родительское собрание по теме
«Подготовка руки ребенка к письму». Разучивание пальчиковой гимнастики.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
К концу обучения предполагается развитие и совершенствование у детей:
- мелкой моторики рук (зрительно-моторной координации: развитие техники рисунка,
овладение штриховкой);
- пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве - на
примере собственного тела, ориентация во времени);
- активной речи, словарного запаса;
- мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
- навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные
установки педагога, действовать по образцу и правилу).

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график. Учебный план
Учебный план, календарный учебный график разработан на основе требований и
норм СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»
(Постановление от 15.05.2013г № 26), порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным программам, приказ МОиН РФ от
29.08.2013г № 1008.
№

Календарный учебный график.
Наименование раздела
Количество часов
Всего

1.
1.1
1.2
1.3

Учимся писать красиво
Вводное занятие
Учимся писать
Итоговое диагностическое
занятие

35
4
31
2

Теория
4
2
4
-

Практика
31
2
27
2

Итого

72
10
62
Учебный план образовательной деятельности
Непрерывная образовательная деятельность (НОД)
Наименование курса
Старшая группа (5-6 лет)
Длительность НОД
25 минут
неделя
месяц
год
2
8
72
«Г рамотейка»
Итого
2
8
72

6

Содержание обучения
Тема 1.1 Вводное занятие.
Теория. Диагностика координации, ориентировки на листе бумаги, навыков работы с
карандашом; развития фонематического слуха; оценка навыков работы по слову воспитателя.
Практика. Игры - задания, тестирование, беседа
Тема 1.2. Вводное «Учимся писать».
Теория. Поза письма, ориентиры для сохранения позы. Значение аккуратности и чистоты
написания. Как правильно держать карандаш; зачем это нужно.
Практика. Беседа, игры, упражнения, артикуляционный тренинг.
Зарядка для сохранения зрения Упражнение в развитии мелкой моторики рук.
2.2 Условия реализации Программы
Систематическое проведение занятий.
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4. Сотрудничество педагога с семьей (консультации для родителей, показ рабочих тетрадей,
прописей).
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Школьная доска.
Мебель, соответствующая росту детей.
Плакат "Правильно сиди при письме".
Мелкие предметы (бусинки, пуговицы, горох, фасоль);
Набор счетных палочек;
Колючие мячи.
Тетради в крупную клетку;
Тетради подготовка руки к письму;
Карандаш простой.
Таблицы для зрительных диктантов
2.3 Формы подведения итогов реализации Программы

Итогом реализации программы станет выявление уровня развития мелкой моторики
рук старших дошкольников.
Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:
блок 1: упражнения на координацию движений;
блок 2: повторение фигур из пальцев;
блок 3: работа с бумагой;
блок 4: графические упражнения.
Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые
педагог выставляет соответствующий бал:
1 балл - ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется
совсем;
2 балла - ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения,
иногда не полностью или неточно;
3 балла - ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с
небольшой подсказкой взрослого.

7

2.4 Оценочные материалы подведения итогов реализации Программы
Блок 1. Упражнения на координацию движений.
«Ладонь, кулак, ребро».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих
друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на
плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребенок
запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется
сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
«Посолим капусту».
Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.
«Катание шарика».
Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.
Блок 2. Повторение фигур из пальцев.
Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:
«Коза» (два пальца - указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает
средний и безымянный около ладони).
«Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и
мизинец прижать большим пальцем к ладони).
«Вилка» (вытянуть вверх три пальца - указательный, средний и безымянный, расставленные
врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
«Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой
рукой, затем левой рукой).
Блок 3. Работа с бумагой.
«Вырезание ножницами».
На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры. Ребенку
предлагается вырезать эти фигуры по контуру.
«Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).
Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.
Блок 4. Графические действия (отдельная система баллов).
Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).
На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого - дом (рис.
1). Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к
последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.
Оценка:
3 балла - без ошибок;
2 балла - ребенок 1 - 2 раза вышел за границу линии;
1 балл - ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
Рис. 1. Методика «Дорожки».
Методика «Мячики» (рис. 2).
На рисунке изображены кегли и мячик. Ребенку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е.
провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла - все линии прямые и попадают точно в кеглю;
2 балла -1 - 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю);
1 балл - 3 и более ошибок.
Рис. 2. Методика «Мячики».
Методика «Лес» (рис. 3).
На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая
8

карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла - 1 - 2 раза сошел с линии;
2 балла - 2 - 4 раза сошел с линии;
1 балл - 5 и более раз сошел с линии.
Рис. 3. Методика «Лес».
По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е.
суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий (12). По среднему
баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук.
Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 - 3) - у детей мелкая моторика сформирована хорошо.
Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук
точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Средний уровень (средний балл равен 2 - 2,5) - у детей мелкая моторика развита достаточно
хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене
упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических
упражнениях.
Низкий уровень (средний балл равен 1 - 1,9) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от
возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети
затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать
правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая
координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в
подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2.5 Методические материалы реализации Программы
При подготовке к обучению письму нужно соблюдать последовательность в
совершенствовании разного рода движений. Очень важно зафиксировать внимание на точке, с
которой начинается движение, и объяснить, что обозначает стрелка, указывающая направление
движения. На этом этапе важно научить ребенка правильно сидеть, правильно держать ручку
и располагать на парте тетрадь. Нужно постоянно следить за позой ребенка, положением
тетради и умением правильно держать ручку.
Сначала учим ребенка ставить на строке точки, с которых начинается движение, и
рисовать стрелочки, указывающие, куда движется рука. На этом же этапе нужно закреплять
понятия «верх», «низ», «справа», «слева», «сбоку», «веду руку направо», «с наклоном влево» и
т.п.
Следующий шаг - умение видеть параллельность линий, рисовать и писать
параллельные прямые. Это важный этап подготовки к письму, так как именно параллельность
всех штрихов придает письму четкость, аккуратность. Важно до обучения письму букв научить
ребенка писать параллельные вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Обязательно
показать, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, горизонтальные
линии - слева направо.
Следующий этап - письмо полуовалов с разными направлениями движений: слева
направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз. Упражнения по штриховке позволяют
тренировать это умение.
Следующий этап- письмо овалов и кругов. Главное внимание следует обратить на их
различие. На этом этапе эффективны такие графические задания: «раскрути спираль», «закрути
спираль».
Следующий этап - овладение умением передвигать руку слева направо по линии письма.
Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками». Сначала можно предложить детям
попробовать «проехать» по широкой дороге, а потом - по узкой тропинке.
Следующий этап - ознакомление с рабочей строкой, с верхней и нижней линией рабочей
строки, с дополнительной строкой.
Важным этапом подготовки к письму является освоение написания элементов
9

письменных букв. Прежде всего нужно показать детям сходство и различие начертания
печатных и письменных букв, объяснить, что такое элементы, из которых состоят буквы. В
процессе обучения важно постоянно подкреплять правильное выполнение каждого элемента.
Таким образом мы подчеркиваем и неправильное выполнение задания.
При изучении элементов букв ребенок должен освоить основные правила письма.
Правила красивого письма
1. Все графические элементы должны быть одинаковой высоты.
2. Все графические элементы должны быть одинаковой ширины.
3. Если есть элементы, выходящие за верхнюю или нижнюю строку, они должны
заканчиваться на одном расстоянии от строки вверху и внизу.
4. Расстояние между элементами букв должно быть одинаковым.
Все линии при письме должны быть параллельными.
5. Прямые линии при письме должны быть ровными.
Основные требования к письму в подготовительный период
1. Правильно сидеть (правильная поза: положение туловища, рук, головы, положение
тетради или листа).
2. Правильно держать ручку. Писать печатные буквы (в строке с соблюдением пропорции,
четкости штрихов). Уметь писать свое имя и простейшие слова.
3. Четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю линии), уметь писать
элементы букв в строке.
4. Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания элементов
букв.
5. Писать основные элементы букв:
- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
- овалы;
- линии с закруглением внизу и вверху.
6. Различать и писать зеркальные элементы.
7. Выполнять связные ритмические движения.
8. Копировать сложные сочетания извилистых линий.
Ориентирование на плоскости.
Пространственные представления.
Взаимное расположение предметов: наверху, внизу (выше, ниже); слева, справа (левее,
правее); перед, за, между, рядом.
Форма и цвет предметов.
Ориентирование на листе бумаги.
Обведение по контуру знакомых фигур.
Ознакомление с правилами штриховки.
Раскрашивание фигур.
Штриховка слева направо.
Штриховка сверху вниз.
Штриховка петлями и полуовалами.
Письмо элементов букв.
Штриховка в разных направлениях.
Ознакомление с рабочей строкой.
Верхняя и нижняя линии рабочей строки .
Письмо короткой наклонной палочки.
10

Письмо наклонных линий с закруглением внизу.
Письмо короткой наклонной палочки с закруглением вверху.
Основные правила красивого письма.
Короткие и длинные линии.
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу.
Рисование штрихом. Штрих, идущий от центра круга.
Письмо элементов строчных и заглавных букв.
Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху.
Письмо длинной наклонной палочки с петлей внизу.
Рисование штрихом животных.
Письмо полуовалов (овалов с разрывом).

11

2.6 Библиографический список
1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для
родителей и педагогов. - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. - 46, [2] с.: ил.
2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики).
- СПб.: "Паритет", 2003. - 144 с. - (Серия "Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.)
3. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. - М.:Издательство "Гном и
Д", 2006. - 40 с.
4. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по
развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - СПб.: КАРО,
2006. - 92 с.: ил. - (Популярная логопедия)
5. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой
моторики. - СПб.: Корона принт; М.: Бином - Пресс, 2006. - 32 с.; ил.
6. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО
"Издательство АСТ", 2003. - 127, [1] с.
7. Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
8. Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО “Дрофа”, 2000.
9. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
10. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: “Просвещение”,
1991. 93 с.
11. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
12. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. - Тула: “Родничок”, 2001.
13. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.
15. Никитина А.В. «29 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на
координацию слова с движением, загадки для детей 4-5 лет». СПб.: «Каро», 2008
16. Ткаченко Т.А. «Сборник упражнений «Физкультминутки для развития пальцевой
моторики у дошкольников с нарушениями речи.» М.: «Гном и Д», 2004 г
17. Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками», СПб «Каро», 2008 г.
18. Никитина А.В. «33 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на
координацию слова с движением, загадки для детей 6-7 лет». СПб.: «Каро», 2008

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».